Практика
20 января 2026, 18:52

Суд закрыл разбирательство между ЦБ и Euroclear

АСГМ признал, что в рассматриваемых документах есть коммерческая тайна. При этом ЦБ изначально ссылался на банковскую тайну. Рассмотрение дела продолжится 4 марта.

16 января во время предварительного судебного заседания по иску Центрального банка к бельгийскому депозитарию Euroclear (дело № А40-345157/2025) АСГМ закрыл разбирательство и опубликовал соответствующее определение. Все остальные определения вынесены уже на закрытом заседании и содержат лишь резолютивную часть.

Ходатайство о закрытии разбирательства подал Центробанк, обосновав требование тем, что в исследуемых документах есть банковская тайна. Ответчик выступал против, но суд согласился с истцом. При этом закрытие заседания судья Анна Петрухина обосновала не банковской, а коммерческой тайной. Дополнительно, как следует из карточки дела, предварительное судебное заседание перенесли на 4 марта.

15 января Euroclear подал ходатайство об оставлении иска без рассмотрения. 16 января, во время предварительного судебного заседания, представитель депозитария заявлял, что между сторонами действовала оговорка о рассмотрении всех споров в Третейском и Арбитражном судах Брюсселя. Но АСГМ отказался удовлетворять это заявление.

К делу также пытались присоединиться частные инвесторы. Начиная с конца декабря соответствующие заявления подали больше 35 человек. Но на заседании 16 января АСГМ также отказал в удовлетворении этих ходатайств.

Иск ЦБ к Euroclear

12 декабря Центробанк сообщил о подаче иска к бельгийскому Euroclear. Мера стала ответом на заявления Евросоюза о планах предоставить Украине репарационный кредит за счет активов России. Сумма требований к депозитарию составила около 18,1 трлн руб.

По мнению заявителя, Euroclear нарушил публичный порядок России, поскольку заблокированные им активы входят в федеральную собственность. Регулятор требует квалифицировать действия депозитария по статье о злоупотреблении правом (ст. 10 ГК).

Центробанк представляют внутренние юристы регулятора, а Euroclear — юрфирмы Saveliev, Batanov & Partners и «Кульков, Колотилов и партнеры»