ВС решит, можно ли согласовать рассрочку долга через мессенджер
В апреле 2024 года суд признал недействительными платежи предприятия «Главное военно-строительное управление № 12» в пользу белорусской компании «Фортэкс – Водные технологии» на 45,88 млн руб. Они были совершены менее чем за месяц до возбуждения дела о его банкротстве. Суд применил реституцию и взыскал с компании указанную сумму.
Та погасила долг тремя платежами, но конкурсный управляющий банкрота обратился в суд с заявлением о взыскании с нее процентов за пользование чужими деньгами (дело № А40-107430/2017).
Ответчик настаивал, что стороны договорились о рассрочке и приложил переписку в мессенджере. График платежей составил сам управляющий, компания его исполнила без просрочек. После получения первого платежа управляющий отозвал исполнительный лист, указывал ответчик.
Две инстанции отказали в иске, но Арбитражный суд Московского округа взыскал с компании 1,9 млн руб. Кассация посчитала, что стороны не заключили соглашение о рассрочке в простой письменной форме, а значит, управляющий правомерно предъявил к взысканию проценты с момента вступления определения суда в силу и до момента его исполнения.
Компания обратилась с жалобой в Верховный суд. Она указала, что стороны в переписке согласовали все существенные условия оплаты задолженности, соглашение она исполнила, а действия управляющего не отвечают принципу добросовестности. Даже если есть обязанность уплатить проценты, их нельзя взыскать за период после заключения соглашения о рассрочке, считает заявитель.
Экономколлегия ВС рассмотрит спор 5 марта.