Федеральная нотариальная палата в режиме видеоконференции дала региональным палатам разъяснения в связи со вступившими в силу изменениями законодательства о нотариате. На вопросы, поступившие из нотариальных палат субъектов РФ и от нотариусов, ответили президент ФНП М. Сазонова, а также сотрудники ФНП Е. Волчинская, Т. Большакова, Э. Махноносов, Е. Чефранова и Т. Голованова.
Как сообщает пресс-служба ФНП, Мария Сазонова разъяснила ряд вопросов, связанных с организацией и проведением отчетно-выборных собраний в ФНП и региональных палатах. Речь шла, например, о необходимости присутствия в Москве на собрании представителей нотариальных палат тех лиц, которые будут выдвинуты палатами в органы ФНП. Сазонова подтвердила необходимость приезда в столицу тех нотариусов, кто претендует на занятие должности президента ФНП, члена правления или члена ревизионной комиссии.
На вопрос о сроках занятости должности президента региональной палаты был дан ответ, что норма о двух сроках не имеет обратной силы. Однако для тех лиц, кто на 1 февраля 2014 года уже занимал должность президента палаты, текущий срок полномочий может считаться первым из двух допустимых.
Т. Большакова также сообщила, что в Минюст России направлен запрос о том, кто должен представлять сведения о количестве нотариусов в каждой палате. Теоретически, эту информацию должны представлять террорганы министрества, но не исключено, что будет достаточно справки, подготовленной в самой нотариальной палате.
Большая часть вопросов касалась процедуры передачи документов о сделках с недвижимостью в подразделения Росреестра. Так, по словам Е. Чефрановой, статус нотариуса подтверждается копией приказа о его назначении на должность, а статус работника нотариальной конторы, который передает или получает документы, должен быть подтвержден копиями приказа о приеме на работу и распоряжения, что на него возложены соответствующие обязанности. Это распоряжение может быть выдано как на определенный срок (к примеру, на год), так и для передаче документов по конкретной сделке, как это практикуется в Москве.
Тариф за это нотариальное действие (1000 руб.) исчисляется в зависимости от количества пакетов документов, передаваемых в органы Росреестра, а не от числа лиц, участвующих в сделке. В то же время, если регистрации подлежит несколько объектов недвижимости, то на каждый готовится отдельный пакет, оплачиваемый по указанному тарифу.
Что касается оплаты госпошлины, то здесь надлежащим плательщиком является сторона в сделке, а не нотариус. При этом нотариус вправе самостоятельно оплатить пошлину в банке (в том числе и посредством электронного платежа), но также лишь от имени стороны сделки.
Т. Голованова рассказала о новом порядке свидетельствования копий с документов, не предполагающем проверку законности его содержания. По ее словам, можно засвидетельствовать копию, если в ней не нарушен публичный порядок (нет призывов к свержению существующего политического строя, к террористическим действиям и т. п.). В то же время копия ламинированного документа может быть засвидетельствована лишь в том случае, если этот документ был изначально пластиковым (СНИЛС, банковская карта). Были также даны разъяснения о том, как свидетельствуется копия с копий. Наконец, на вопрос, копии каких документов нотариус в принципе вправе засвидетельствовать, Т. Голованова отметила, что здесь нужно руководствоваться единственным не отмененным до сих пор нормативным актом – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года № 979-Х.
Э. Махноносов ответил на многочисленные вопросы, касающиеся электронных реестров. Он сообщил, что формы электронных документов еще находятся в разработке, поскольку закон в этой части претерпел изменения. В частности, идут согласования относительно необходимости сканирования образов ряда документов, их передачи в зашифрованном виде. "Пока же нотариусы могут лишь потренироваться с той программой, которая была разработана до внесения в закон последних поправок и потому должна быть доработана в ближайшее время", — отмечают в ФПН.