ФПА начала обсуждать с Минюстом, Общественной палатой, Ассоциацией юристов России и с крымскими адвокатами порядок интеграции последних в общероссийскую корпорацию. Палата считает, что их статус должен быть признан, а в целом порядок должен быть "доброжелательным".
Сегодня Совет Федеральной палаты адвокатов РФ обсуждал возможную процедуру интеграции в российскую адвокатуру коллег из Крыма. По закону, который одобрил Совет Федерации, им для продолжения работы после 1 января 2015 года, когда истекает переходный период присоединения новых территорий к России, предстоит сдать экзамен, а также войти в создаваемые в Севастополе и Крыму адвокатские палаты. При этом в документе подчеркивается, что претендент должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством России к адвокатам.
На заседание приехал представитель крымских адвокатов Александр Яценко. "Они готовы в любое время – чем раньше, тем лучше. Они хотят еще до экзаменов знать, что они члены палаты", – пересказал суть его позиции вице-президент ФПА Геннадий Шаров.
На заседании решено создать рабочую группу ФПА для взаимодействия с крымскими адвокатами, которая призвана решать организационные вопросы при интеграции. После того, как станет известен порядок приема крымских адвокатов в российскую корпорацию, делегация ФПА отправится в Крым, сказал Шаров. Пока, по его словам, это преждевременно, так как надо иметь хотя бы приблизительные ответы на вопросы о правилах проведения экзамена для крымских адвокатов и порядке создания адвокатских палат.
В тексте закона идет речь об экзаменовке для них, но не о квалификационном экзамене на получение статуса адвоката, обратил внимание Шаров. По его словам, статус у них есть, хоть и получен по украинским правилам. "Это просто экзамен на знание российского законодательства", – считает он. Шаров напомнил, что в 2002 году, когда был принят закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", адвокатов, получивших статус во времена СССР, тоже не заставляли проходить через "экзаменационное чистилище".
По его мнению, порядок должен быть "доброжелательным". Президент Московской городской адвокатской палаты Генри Резник гордится тем, что из претендентов квалификационный экзамен сдают не более половины, заметил Шаров, в случае с севастопольскими и крымскими коллегами такого случиться не должно.
Не должно возникнуть проблем у адвокатов в Крыму с их соответствием требованиям, предъявляемым законодательством России к адвокатам, считают в ФПА. По закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ на статус адвоката могут претендовать дееспособные, не имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Обязательное требование к ним, обращает внимание вице-президент ФПА, – это высшее юридическое образование, полученное по имеющей госаккредитацию образовательной программе, либо ученая степень по юрспециальности, а также стаж работы по профессии не менее двух лет. В то же время закон о создании в России двух новых субъектов оговаривает, что сохранят свое действие документы об образовании, никаких дополнительных условий не предусмотрено. "Законодатель широким жестом решил этот вопрос", – считает Шаров. При этом, по его словам, ФПА готова помочь с повышением квалификации этих адвокатов. Ранее аналогичные предложения выдвигала и АЮР.
Вопрос об экзаменах, по словам Шарова, ФПА сейчас "пытается обсуждать" с Минюстом, Общественной палатой и Ассоциацией юристов России. "Предложений и от учителей, и от экзаменаторов предостаточно. Нужно сделать правильный выбор. Думаю, ФПА вместе с Минюстом найдет оптимальный алгоритм", – оптимистичен Шаров. В ближайшие два-три месяца крымские и севастопольские адвокаты могут создать свои адвокатские палаты, прогнозирует он. Тем не менее решающее слово, по его мнению, будет за Минюстом, который своими нормативными актами должен определить порядок интеграции.
Сейчас в Крыме и Севастополе насчитывается около 1400 и 500 адвокатов, рассказал Шаров, но у части из них статус приостановлен. Из-за этого число тех, кто захочет войти в состав российской адвокатуры, вероятно, будет меньше. В Москве между тем на 1 января 2014 года было 8541 адвокат, в Московской области – 5188, в Свердловской – 1951, Иркутской – 1039.