ПРАВО.ru
Новости
3 апреля 2014, 23:01

Организацию массовых беспорядков в Думе оценили в 15 лет тюрьмы

Организацию массовых беспорядков в Думе оценили в 15 лет тюрьмы
Фото с сайта mk-turkey.ru

Дума решила ужесточить наказания за массовые беспорядки – их организаторов будут отправлять за решетку на 8–15 лет вместо нынешних "от четырех до десяти". Заодно депутаты решили изменить подсудность дел о терроризме, но формулировки не дают ясного представления, как будет выбираться суд. При этом серьезно увеличатся полномочия ФСБ – сотрудникам разрешат не только проверять документы у подозрительных граждан, но и досматривать их.

На волне тревожных сообщений с киевского Майдана на Украине группа депутатов из "Единой России", ЛДПР и КПРФ под предводительством главы думского комитета по безопасности единоросски Ирины Яровой внесла в Госдуму три законопроекта, направленных на борьбу с терроризмом. Один из них обязывал интернет-провайдеров по полгода хранить сведения о действиях пользователей в Сети и выдавать их правоохранителям. Второй – ограничивал анонимные переводы денег с электронных кошельков до 1000 руб. в сутки и 15 000 руб. в месяц. Сейчас в месяц допускаются переводы до 40 000 руб., единоразового суточного лимита нет (подробнее). Третий документ ужесточал наказания для террористов и расширял полномочия правоохранителей. Пакет законопроектов в первом чтении депутаты одобрили 28 февраля, а затем начали собирать к ним поправки.

Сегодня думский комитет по безопасности обсуждал ко второму чтению третий документ, ужесточающий санкции для террористов. Единоросс Эрнест Валеев доложил, что в комитет поступило 10 поправок, девять из них рекомендуется учесть. Однако в проекте сохранилась норма, позволяющая сотрудникам ФСБ не только проверять у граждан документы, но и досматривать их самих и их вещи. Основанием для такой проверки могут стать не только "достаточные основания подозревать [человека] в совершении преступления", как сейчас, но и подозрение в совершении им административного правонарушения или преступлений, производство и предварительное следствие по которым осуществляет ФСБ. Ко второму чтению депутаты уточнили, что глава ФСБ должен будет определить перечень тех, кто сможет проводить такой досмотр.

Традиционно в Госдуме считают, что побороть терроризм можно ужесточением наказаний за него – по отдельным статьям вводится пожизненное лишение свободы. В частности, такие санкции предлагаются за организацию теракта, создание террористического сообщества, "обучение терроризму" (ст. 2053 и 2054 УК – сейчас до 10 и 20 лет лишения свободы, соответственно). Вводится запрет назначать виновным в терроризме, посягательстве на жизнь госдеятеля, вооруженном мятеже (205–206, 211, 277, 278, 279 и 360 УК) условный срок или наказание ниже низшего предела по этим статьям, несмотря на исключительные обстоятельства или активное содействие осужденного раскрытию преступления. Судам запрещается условно-досрочно отпускать таких преступников из колонии, отменяется срок давности привлечения к ответственности за такие преступления.

Ко второму чтению документ стал заметно жестче: еще больше возрастут сроки, которые будут назначаться за терроризм. Сейчас окончательное наказание по совокупности приговоров не может превышать 30 лет тюрьмы, а по совокупности преступлений – 25 лет. В Госдуме предлагают сделать исключение для террористов и тех, кто готовил, вел агрессивную войну или виновен в геноциде (205–206, 211, 277, 278, 279, 353, 356–358 и 360 УК). Одной из этих статей в приговоре будет достаточно, чтобы, сложив приговоры, судья мог отправить подсудимого на 35 лет в заключение, а при сложении преступлений – на 30 лет.

Однако ключевой новеллой в документе ко второму чтению стало изменение ст. 212 УК "массовые беспорядки". Госдума намерена лишать свободы на 8–15 лет организаторов массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами и поджогами, а также тех, кто готовил участников для них. Сейчас наказание варьируется от четырех до 10 лет. При этом в ст. 212 УК появится новая часть, согласно которой наказание полагается за прохождение обучения в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, "в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием". За такие действия предлагается отправлять в тюрьму на 5–10 лет, но только если обучающийся знал о целях подготовки.

Ужесточаются наказания за организацию экстремистского сообщества – суд сможет назначать виновникам не до шести лет заключения, а от двух до восьми (ч. 1 ст. 282.1 и ч. 1 ст. 282.2 УК). При этом в них появятся дополнительные части, согласно которым от двух до шести лет заключения будет грозить тем, кто вербовал людей для участия в этих экстремистских организациях.

Сохранился в документе ко второму чтению расширенный перечень обстоятельств, отягчающих наказание: к ним предлагается отнести "совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма" (ст. 63 УК). Уточняется само понятие "террористический акт". Им будут считаться взрыв, поджог и другие действия, устрашающие население в целях дестабилизации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сейчас УК определяет среди целей теракта "воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями" (ст. 205 УК). 

Серьезно депутаты переписали ст. 31 УПК ("подсудность уголовных дел"). "Террористические" дела (ст. 205–206, ч. 4 ст. 211 УК) будут рассматривать Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды, при этом указания на то, что подсудимый должен быть военным, в статье нет. Однако в ст. 30 УПК ("остав суда") отмечается, что такие дела среди прочих подсудны тройкам судей в "гражданских" судах областного уровня. Кто будет делать выбор между этими двумя судами, проект не конкретизирует.

Кроме того, Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды помимо своих обычных дел будут рассматривать дела по ст. 277–279, 360 УК, если их совершение "сопряжено с осуществлением террористической деятельности", либо уголовные дела, где есть отягчающее обстоятельство – "совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма". 

По действующему УПК "террористические дела" могут направляться по ходатайству Генпрокуратуры и разрешению Верховного суда для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления. Однако депутаты хотят отнять у Генпрокуратуры право заявлять такие ходатайства по этим делам. 

С текстом законопроекта № 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования противодействия терроризму) можно ознакомиться здесь.