ПРАВО.ru
Новости
26 мая 2014, 20:50

О задачах адвокатов "по воспитанию граждан в духе бережного отношения к народному добру"

О задачах адвокатов "по воспитанию граждан в духе бережного отношения к народному добру"

26 мая 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял постановление "Об адвокатуре". Этим законодательным актом были упразднены "коллегии лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты". Но эксперименты властей по созданию управляемой адвокатуры только начинались. 

Адвокатура, как помощь "революционному правосудию"

Адвокатура в Советской России, так же как и нотариат, первоначально создавалась как формальный атрибут новой судебной системы, после того как декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года "О суде" (Декрет о суде № 1) были упразднены "доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды <…>, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры". 19 декабря 1917 года на свет появилась инструкция Наркомата юстиции "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаний и о порядке ведения его заседаний". В соответствии с этим документом при ревтрибуналах наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками образовались Коллегии правозащитников (правозаступников). Достаточным основанием для принятия в коллегию было желание "помочь революционному правосудию" и рекомендация от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В феврале 1918-го в "развитие и дополнение" Декрета о суде № 1 и инструкции о ревтрибуналах последовал новый акт – Декрет о суде № 2. В части седьмой документа было прописано, что "судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты", а при Совдепах создается "коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты". Членов коллегии, по установлению законодателя, избирали и отзывали советы, и только они имели право выступать в судах за плату. Из их же числа суд мог пригласить и общественного обвинителя по рассматриваемому уголовному или гражданскому делу. На этом законодательные инициативы верховной власти не заканчивались: кроме указанных обвинителей и защитников участие в судебных прениях могли принять один обвинитель и один защитник из присутствующих на заседании граждан, не лишенных политических прав.

Детская болезнь "левизны" в советской адвокатуре

Однако уже летом 1920 года большевистское правительство начало проявлять острое недовольство созданным им же институтом правозаступников, не оправдавшим надежд, возлагаемых на него. Адвокатам, в частности, ставили в вину злоупотребление доверием, высокие гонорары. Нарком юстиции Дмитрий Курский писал, что "ввиду явной неудовлетворенности составом коллегий правозаступников, комплектуемых почти повсеместно из обломков буржуазной адвокатуры, а то и просто подпольных адвокатов… представляется необходимым упразднить коллегии правозаступников, имевших к тому же тенденцию хотя бы в скрытой форме возрождать институт буржуазной адвокатуры с гонораром, самоуправлением и прочее, перейти к привлечению лиц, способных вести защиту, в первую очередь выдающихся уголовных защитников из прежней адвокатуры на началах трудовой повинности". "Мы разрушили в России, и правильно сделали, что разрушили, буржуазную адвокатуру, но она возрождается у нас под прикрытием советских правозащитников", – обратился к этой теме и главный идеолог революции Владимир Ульянов (Ленин) в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", изданной в 1920 году. Коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон были обречены на упразднение, что и нашло законодательное решение в Положении о Народном суде от 21 октября 1920 года. В качестве защитников судебными органами стали привлекаться "проверенные" граждане, внесенные в списки районными, городскими и уездными исполкомами в порядке, установленном инструкцией Наркомата юстиции. 

Постановление "Об адвокатуре" 1922 года внесло в Положение о Народном суде ряд изменений, положивших, в сущности, начало образованию в Союзе ССР профессиональной адвокатуры и ее организационного отделения от обвинения. Законодатель оставил без корректив положение, при котором обвинители назначались и отзывались губисполкомами по представлению отделов юстиции из числа лиц, которые должны удовлетворять следующим требованиям: иметь право избирать и быть избираемыми в Советы депутатов, иметь политический опыт работы в пролетарских организациях, партии, профессиональных союзах, кооперативах, фабрично-заводских комитетах и советских учреждениях, а также иметь теоретическую или практическую подготовку для исполнения функций обвинителя. При этом делалась оговорка: обвинитель должен безусловно удовлетворять первому условию и хотя бы одному из последних двух. Право выступать в нарсуде в качестве обвинителя принадлежало также особым представителям советских учреждений и профессиональных организаций, возбудивших дело. В то же время значительные поправки внесены в часть статей раздела "Организация обвинения и защиты", касающихся собственно защитников.

Ближайшие родственники обвиняемого или потерпевшего – в качестве защитников в суде

Если ранее в соответствии с положением о народном суде от 1920 года в качестве защитников привлекались граждане из особых исполкомовских списков, то после вступления в силу постановления "Об адвокатуре" при губернских отделах юстиции образовывались Коллегии защитников по уголовным и гражданским делам, деятельность которых регулировалась особым положением. Утверждение членов первого состава коллегии, представленных губернским отделом юстиции, было возложено на президиумы губернских исполкомов, в дальнейшем прием членов в коллегию осуществлял ее президиум, избираемый на общем собрании (однако за губисполкомом оставалось право отвода принятых новых членов коллегии).

В то же время не подверглось серьезной правке положение декрета о народном суде о том, что в качестве представителей сторон в гражданском процессе допускаются ближайшие родственники тяжущихся: родители, дети, супруги, братья и сестры, а также консультанты и представители советских учреждений по уполномочию руководящих органов. В обновленной редакции статья получила следующее звучание: "Кроме членов коллегии защитников, допускаются к защите близкие родственники обвиняемого или потерпевшего, уполномоченные представители государственных учреждений и предприятий, а равно Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Всероссийского Центрального Союза Потребительских Обществ и других профессиональных и общественных организаций. Иные лица допускаются только с особого разрешения суда, в производстве коего находится данное дело".

О задачах советских адвокатов 

В постановлении ВЦИК на президиум коллегий защитников помимо приема новых членов возлагались наблюдение и контроль за исполнением защитниками своих обязанностей, наложение дисциплинарных взысканий на своих членов, с правом обжалования заинтересованными лицами его постановлений в соответствующий исполком, распоряжение денежными суммами, поступающими в фонд коллегии, назначение бесплатной защиты и защиты по таксе, а также организация консультаций для оказания помощи населению по заданиям губернского отдела юстиции. Документом были определены и основания для оплаты труда защитника: рабочие государственных и частных предприятий и служащие советских учреждений и предприятий получили право оплачивать услуги защитников по таксе, устанавливаемой Наркоматом юстиции, лица, признанные особым постановлением нарсуда неимущими, от оплаты вознаграждения защитникам уголовных и гражданских дел освобождались, а во всех остальных случаях вознаграждение защитнику определялось соглашением последнего с заинтересованной стороной. Защитники, говорилось в документе далее, должны вносить в фонд коллегии устанавливаемое Наркоматом юстиции процентное отчисление из своего вознаграждения. Из этих взносов производились все расходы по содержанию президиума и по организации юридических консультаций.

С этого времени наметился рост численности адвокатских коллегий и юридических консультаций. Положение об адвокатуре от 16 августа 1939 года впервые закрепило принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование либо не менее трех лет опыта работы в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. А первый "Закон об адвокатуре в СССР" был принят Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 года. Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры союзных рес­публик. "В соответствии с Конституцией СССР основной задачей советской адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям, – гласила статья 1 закона. – Адвокатура в СССР содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития". Сегодня эти слова поневоле вызывают улыбку. 

С текстом постановления ВЦИК "Об адвокатуре" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".