Президентом Федеральной палаты адвокатов стал активный сторонник введения адвокатской монополии Юрий Пилипенко, до этого являвшийся первым вице-президентом палаты. Евгений Семеняко, который занимал кресло руководителя ФПА два срока подряд с 2003 года, пересел в кресло первого вице-президента ФПА. Такое решение было принято сегодня на заседании Совета ФПА, сообщила пресс-служба палаты.
Ротация состоялась в связи с истечением срока президентских полномочий у Семеняко. Согласно закону об адвокатуре, один и тот же человек не может возглавлять палату более двух сроков подряд. В ноябре 2014 года Семеняко по этой же причине ушел с поста главы Адвокатской палаты Санкт-Петербурга и занял место вице-президента. Возглавил АП Петербурга Ярослав Стасов, до этого 12 лет занимавший пост ее замруководителя.
Фактически Семеняко руководил двумя палатами три срока подряд: до изменения в 2004 году закон об адвокатуре не предусматривал ограничений в два срока. Новеллы не распространились на уже избранных президентов адвокатских палат.
Пресс-служба ФПА приводит слова Семеняко, сказанные сегодня на заседании Совета ФПА. Представляя своего преемника, он отметил, что в последние два-три года ему приходилось работать с Пилипенко в режиме взаимозаменяемости. По словам Семеняко, нет ни одного участка, где бы Пилипенко не смог его заменить – он в курсе всей работы ФПА.
Пилипенко с 2005 года является членом Совета ФПА. При его активном участии проводилась глобальная корректировка Кодекса профессиональной этики адвокатов. Теперь под его руководством в палате готовится проект концепции регулирования рынка юридической помощи, которая предусматривает введение адвокатской монополии не только на представительство в судах, но и на рынке юруслуг в целом, плюс объединение юристов на базе адвокатуры.
В октябре Пилипенко назвал два принципа, на которых должна базироваться предстоящая реформа. Во-первых, закрепление исключительного права адвокатов представлять интересы граждан и юрлиц в судах и на иные формы оказания квалифицированной юрпомощи. По словам Пилипенко, это "ни в коей мере не исключает возможностей для граждан представлять свои интересы самостоятельно, а для организаций – пользоваться услугами штатных юридических консультантов". Во-вторых, объединение российских правовых консультантов на базе адвокатуры.
Изначально эта концепция должна была быть подготовлена до конца 2014 года. Однако в начале декабря Минюст скорректировал госпрограмму "Юстиция", перенеся на год предельный срок, который отводится на оптимизацию процедуры допуска к адвокатской профессии и стандартизации рынка юруслуг. Причиной была названа необходимость "определить окончательный вариант концепции реформирования адвокатуры и формат ее обсуждения".