Изменить систему зачета срока, проведенного в СИЗО до вступления приговора в силу, предлагает депутат-коммунист Константин Ширшов, который в московском тюрьме дожидается вступления в силу приговора о мошенничестве. Он уверен, что должно действовать правило "один день в СИЗО за два дня колонии общего режима". Если это предложение его находящиеся на свободе коллеги по Госдуме одобрят, то коммунист сможет выйти на свободу гораздо раньше – за решеткой он уже восемь месяцев. Впрочем аналогичный законопроект лежит без движения в Госдуме с 2008 года, хотя Верховный суд и правительство его поддержали.
Вчера в Госдуме оказался проект изменений в ст. 72 Уголовного кодекса (исчисление сроков наказаний и зачет наказания) за подписью коммуниста Константина Ширшова. Он предлагает установить новые правила учета времени, проведенного в заключении до вступления приговора в законную силу, в итоговый срок. По его проекту, один к одному будут считаться дни, проведенные в следственном изоляторе, если затем человека приговорили к отбыванию наказания в тюрьме, колониях особого и строгого режима, а также к аресту. Для колонии общего режима, воспитательной и ограничения свободы коммунист предлагает приравнять сроки в пропорции один к двум, а для колонии-поселения и исправительных работы – один к трем.
Сейчас время, проведенное в тюрьме до вступления приговора суда в силу, засчитывается один к одному и никак не влияет на общий срок наказания. Это несправедливо, уверен парламентарий, поскольку "в СИЗО условия несопоставимо хуже, чем в колонии". Содержание в запираемых камерах, один час прогулки в день, описывает он условия изолятора, а в колониях осужденные проживают в общежитиях, у них отсутствует ограничение на нахождение на свежем воздухе, обеспечивается возможность учебы, работы.
Ширшов предлагает придать закону обратную силу, и тогда срок наказания сократится у значительного числа осужденных. "[Но] одномоментно выйти на свободу смогут лишь осужденные на небольшие сроки лишения свободы, у осужденных же на длительные сроки произойдет лишь некоторое их сокращение – в среднем на шесть месяцев – полтора года", – пишет депутат.
Законопроект Ширшова похож на документ, внесенный осенью 2008 года единороссом Павлом Крашенинниковым, но так и не принятый даже в первом чтении, несмотря на одобрение правительства и отсутствие замечаний у Верховного суда РФ. Только идеи Крашенинникова были более жесткими: один к одному приравнять сроки в тюрьмах, колониях строгого и особого режимов, коэффициент полтора ввести для колонии общего режима и воспитательной, а два – при отправке осужденного в колонию-поселение.
Изменение ст. 72 УК может быть на руку и самому Ширшову, которого 26 мая 2014 года Мосгорсуд приговорил к пяти годам колонии общего режима за покушение на мошенничество (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК – до семи с половиной лет) и взял под стражу в зале суда. Первая инстанция согласилась с версией обвинения, по которой в 2011 году Ширшов за 7,5 млн евро пообещал добиться включения кандидатуры бизнесмена Андрея Чернякова в федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы с последующим гарантированным избранием. ВС, куда пожаловался на приговор не признающий вины депутат, по его просьбе дал время на ознакомление с делом и пока по существу жалобу не разбирал. Пока Ширшов остается депутатом Госдумы – основанием для прекращения депутатского статуса является вступивший в силу приговор суда (ст. 4 закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ").
С текстом законопроекта № 714705-6 "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ" можно ознакомиться здесь.