Ставший после тяжелый болезни инвалидом судья лишился полномочий по решению ККС, которая посчитала его неспособным работать по состоянию здоровья. Но работать судья хотел и считал, что справится, лишь бы в суде был пандус и специальное приспособление, позволяющее стоять во время оглашения решений. Верховный суд, куда обратился с жалобой заявитель, в конце минувшего года дал отказ, но судья решил попробовать доказать свою правоту в апелляции.
Артем Потапов (имя изменено) около 10 лет проработал в структурах МВД и почти столько же судьей. Впервые он занял должность 1 июля 2004 года, став мировым судьей участка № 17 в Гагаринском районе Смоленской области, в 2007 году был переназначен, а спустя два года пошел на повышение в Гагаринский районный суд. Карьера Потапова оборвалась, когда в 2013 году он серьезно заболел.
8 декабря 2013 года судье пришлось уйти на больничный, а через полгода ему была установлена I группа инвалидности на срок до 1 августа 2016 года: из-за перенесенного вирусного заболевания отнялись ноги. Потапов решил взять отпуск, и его отпустили до 26 сентября, однако до этого в квалификационную коллегию судей Смоленской области поступило представление главы облсуда Владимира Войтенко о досрочном прекращении полномочий из-за неспособности работать по состоянию здоровья (подп. 2 п. 1 ст. 14 Закона "О статусе судей").
ККС представление удовлетворила, а Потапов пожаловался в Верховный суд. В заявлении он отмечал, что решение не было мотивировано и существенно ущемляет его права как инвалида. Рассмотрение состоялось 2 декабря прошлого года под председательством Николая Романенкова.
Как следует из опубликованного судебного акта, в заседании Потапов пояснил, что его болезнь не входит в перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Заявитель настаивал: если ему создать условия, то он сможет полноценно отправлять правосудие. Его оппонент, член ККС, судья Смоленского гарнизонного военного суда Александр Кучкин, в ответ говорил, что решение опирается на закон "О статусе судей", порядок его принятия не нарушен, а значит, причин для отмены нет.
Выслушав объяснения, ВС в удовлетворении требований Потапова отказал. В решении Романенкова отмечается, что закон "О статусе судей" предусматривает такое основание для прекращения полномочий, как неспособность исполнять обязанности по здоровью. При этом доводы об ущемлении прав несостоятельны, разъяснил Романенков. Согласно № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов" к таковым относятся люди с нарушением здоровья и стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности.
По индивидуальной программе реабилитации Потапову установлена I группа инвалидности, II степень ограничения способности к трудовой деятельности и III степень способности к передвижению. В принятой классификации это обозначает, что самостоятельно ходить он не может, а работать получится лишь в специально созданных условиях или дома.
"Статус судьи в первую очередь предопределяет надлежащее исполнение судьей своих полномочий по осуществлению правосудия", – отметил Романенков, обозначив этой фразой, что ККС приняла верное решение. Довод же о том, что болезнь не входит в список "запретных", не может стать основанием отмены решения – закон "О статусе судей" предусматривает, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, мешающих работе, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.
Получив решение, Потапов обжаловал его в апелляцию, дело слушалось вчера, 26 февраля, коллегией под председательством Галины Манохиной. На заседание заявитель прибыл в инвалидном кресле.
Потапов еще раз напомнил, что его болезнь не входит в список заболеваний, препятствующих назначению. Между тем запретов для инвалидов на работу нет ни в одном законе, как и такого основания для прекращения полномочий служителя Фемиды. А еще в решении ККС не разъяснена причина, по которой он не способен трудиться, настаивал заявитель.
– Я все прекрасно понимаю. Проблема в том, что я не могу стоять и оглашать решения. Больше никаких проблем у меня нет. Я могу стоять с помощью специальных приспособлений, и я буду стоять, – сказал Потапов.
Он рассказал, что приводил эту аргументы на заседании ККС, но там ему якобы заявили: "Это негоже, чтобы судья был инвалидом. Нет у нас в стране такого".
– Я спокойно могу заехать по пандусу, огласить решения, стоя в коленоупоре [специальное приспособление для выпрямления в коленном суставе], – настаивал Потапов.
– А то, что вы длительно будете сидеть, не будет отражаться на здоровье? Когда будете заниматься реабилитацией? – спросила Манохина.
– Вечера у нас длинные, есть выходные. Буду заниматься.
– В любое время готовы приступить к работе судьи? Справитесь с нагрузкой?
– Да. Никаких проблем нет. Вопрос только в том, что я не могу стоять, и [в том], как ко мне отнесутся люди.
Потапов рассказал, что пока на его место никого не взяли, но конкурс уже объявлен. "Пусть экспертизу назначат [о том], могу ли я быть судьей или не могу. У меня есть заключение МСЭ, что я могу работать", – предложил заявитель.
Коллегия ушла на совещание и провела за обсуждением более 20 минут. В итоге жалобу оставили без удовлетворения.
Потапов надеется на надзор и Конституционный суд. По его словам, работа ему необходима хотя бы для того, чтобы заниматься реабилитацией. Сейчас у него на это просто нет средств – на судейскую пенсию Потапов может претендовать лишь по достижении 55 лет (сейчас ему около 40), а судя по информации на сайте ПФР, в ближайшее время ему полагается социальная пенсия в размере около 9000 руб.