Госдума приняла сегодня во втором чтении правительственный законопроект, предусматривающий освобождение от ответственности за налоговые правонарушения в рамках легализации зарубежных капиталов. Так называемая амнистия капиталов продлится с 1 июля до 31 декабря текущего года и будет распространяться на деяния, совершенные до 1 января 2015 года, следовало из сегодняшнего выступления на пленарном заседании главы думского комитета по бюджету и налогам единоросса Андрея Макарова. Ранее планировалось распространить ее лишь на сделки, совершенные до 1 января 2014 года.
Желающим легализовать свои зарубежные активы придется направить в налоговый орган декларацию, в которой указать свою недвижимость, транспортные средства, акции и счета в банках за рубежом. Ко второму чтению парламентарии "синхронизировали", как заявил Макаров, этот проект с утвержденным ранее законом о контролируемых иностранных организациях: амнистируемые смогут указать в декларации сведения о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых являются контролирующим лицом. Раскрывать структуру активов, источник их происхождения от заявителей не потребуют, но они смогут открыть эту информацию добровольно.
Легализовать свои активы смогут и те, кто управляет ими через номинальных владельцев – им придется предъявить налоговикам договор номинального владения имуществом, заключенный в соответствии с иностранным законодательством и на основании которого права собственника передаются иному лицу, действующему в его интересах или по его поручению.
Взамен такой открытости законодатель обещает гарантии непривлечения к ответственности – уголовной и административной, доначисления налогов за нарушения при приобретении, распоряжении этим имуществом, но только в пределах указанного в декларации. Дополнить или подать вторую декларацию будет нельзя – учитывается только первая. Ко второму чтению депутаты конкретизировали свои обещания: наказания не будет, если задекларировавшего заподозрят в совершении преступлений по шести экономическим статьям УК (ст. 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ", ч. 1 и 2 ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физлица", ст. 198 и 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физлица, организации", ст. 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента", ст. 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов"). Освобождение от административной ответственности депутаты посулили за нарушения, предусмотренные ст. 14.1 и 15.1, 15.3–15.6, 15.11, 15.25 КоАП, но при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в декларации.
Ко второму чтению депутаты внесли определенность в отношении тех, на кого уже заведено уголовное дело, но они подадут декларацию. Суд, следователь с согласия руководителя следственного органа будут вправе прекратить уголовное преследование, если претензии к человеку не превышают задекларированное. В случае если претензии правоохранителей больше, то, по словам Макарова, руководитель следственного органа может мотивированно отказать в прекращении дела, а соответствующая бумага незамедлительно должна отправиться Генпрокурору и финансовому омбудсмену. Законопроект не предусматривает такого извещения в случае, если рассматривающий дело в отношении декларанта суд откажется его прекращать. Для этого ст. 76.1 УК ("Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности") дополнится новой частью.
Информацию в такой декларации, согласно проекту, будут считать налоговой тайной. Сам факт представления декларации и прилагаемых к ней документов, информация в них, согласно проекту, "не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и налоговом правонарушении в отношении декларанта и номинального владельца". При этом сам декларант вправе представлять копию декларации и документов и сведений, прилагаемых к ней, для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Отказ в их приобщении не допускается, говорится в документе.
С текстом законопроекта № 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках" можно ознакомиться здесь.