Невыполнение осужденным обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве, которое обнаружится после вынесения ему приговора, станет основанием для отмены или изменения судебного решения. При этом допускается и ужесточения наказания для осужденного. Соответствующие коррективы в Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 317.8, 389.15, 401.6, 401.15, 412.9) внесла вчера в Госдуму группа депутатов, среди которых глава комитета ГД по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин, его коллеги по фракции Владимир Поневежский, Эрнест Валеев, коммунист Юрий Синельщиков. Сейчас УПК предусматривает возможность изменения приговора заключившему досудебное соглашение о сотрудничестве, если обнаружится, что он умышленно сообщил ложные сведения или умышленно скрыл от следствия какие-либо существенные сведения.
Заодно парламентарии намерены расширить возможности для заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемыми. Они готовы разрешить его утверждать, если подозреваемый готов не только изобличать своих соучастников, но и рассказывать о других преступлениях. При этом в документе не оговаривается, должен ли тот быть причастен к ним.
У прокуроров станет больше полномочий – они смогут запрашивать не только уголовное дело, но и материалы проверки сообщения о преступлении, если подозреваемый или обвиняемый пожалуется на отказ следователя удовлетворять ходатайство о заключении досудебного соглашения. "[Это] имеет место, если подозреваемый или обвиняемый сообщает сведения не о преступлении, по которому он привлекается к уголовной ответственности, а об иных преступлениях, по которым пока проводится доследственная проверка", говорится в сопроводительных материалах к законопроекту. В случае, если прокурор сочтет отказ необоснованным, то он его будет вправе отменить и заключить соглашение. При этом он будет вправе и прекращать соглашение, если фигурант дела игнорирует его условия. "Нередко лица, заключившие соглашения о сотрудничестве, сообщают о тех, кого невозможно привлечь к уголовной ответственности, например, в связи с их смертью, безвестным отсутствием, либо сообщают только о своем участии в совершении преступления", объясняют свою идею авторы документа.
Законопроект предусматривает возможность не выделять в отдельное производство уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве. Материалы, имеющие отношение к заключению соглашения, должны помещаться в опечатанный конверт и приобщаться к уголовному делу так, чтобы исключить возможность доступа и ознакомления с ними иных участников уголовного судопроизводства, говорится в законопроекте. Поскольку в таком случае уголовное дело в отношении всех соучастников будет рассматриваться в общем порядке, то вопрос о выполнении условий досудебного соглашения о сотрудничестве должен найти отражение при постановлении приговора, объясняют разработчики документа. Для этого они намерены обязать государственного обвинителя объяснять суду, в чем именно выразилось содействие подсудимого следствию. Также, еще на этапе утверждения обвинительного заключения, прокурор будет выносить постановление, в котором указывается "характер, пределы и значение содействия обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления", изобличении соучастников, содействие в раскрытии и расследовании иных преступлений. В этом документе также должны быть указаны преступления, выявленные в результате сотрудничества с обвиняемым, или уголовные дела, возбужденные вследствие такого сотрудничества. Суд в свою очередь при вынесении приговора должен будет выяснять, соблюдены ли подсудимым все условия и выполнены ли все обязательства, предусмотренные заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве (ст.299 УПК).
С текстом законопроекта № 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)" можно ознакомиться здесь.