Совет Федерации, как и предполагалось, принял постановление об обращении в Конституционный суд РФ с запросом о толковании норм Конституции о возможности переноса выборов в Госдуму с декабря на сентябрь 2016 года и сокращении тем самым ее полномочий, сообщает пресс-служба СФ.
Основанием для направления СФ запроса является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений ч. 1 ст. 96 и ч. 1, 2 и 4 ст. 99 Конституции РФ. В частности, является ли пятилетний срок, на который избирается Государственная дума, исключающим возможность переноса в конституционно значимых целях даты выборов депутатов ГД таким образом, чтобы продолжительность полномочий в месячном выражении незначительно уменьшилась или увеличилась относительно 60 месяцев, календарно сопоставимых с пятью годами.
Как отмечается в тексте запроса, фактической предпосылкой для запрашиваемого толкования стало принятие Госдумой в первом чтении законопроекта, которым предусматривается перенос даты выборов депутатов Государственной думы на третье воскресенье сентября 2016 года. В соответствии с действующим законодательством днем голосования на выборах депутатов Госдумы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана ГД предыдущего созыва. Поскольку указанный конституционный срок Государственной думы шестого созыва истекает в первое воскресенье декабря 2016 года, проведение выборов депутатов Госдумы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года приведет к тому, что исчисленный в месячном выражении срок полномочий будет менее 60 месяцев.
В тексте запроса подчеркивается, что согласно решениям Конституционного суда изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления. Что касается Госдумы, то возможность корректировки регулирования срока ее полномочий в связи с введением единого дня голосования и проведением в этот день выборов всех уровней законодательством пока не предусматривалась. При этом сама по себе возможность несовпадения указанных сроков полномочий ГД заложена в конституционных нормах, предусматривающих ее роспуск, а также в совокупности положений ч. 2 и 4 ст. 99 Конституции РФ, устанавливающих право Президента РФ созвать первое заседание Государственной думы ранее чем на 30-й день после ее избрания и прекращение полномочий прежнего созыва.
Кроме того, отмечают в СФ, незначительное расхождение между календарным и действительным сроками полномочий нижней палаты допускалось ранее в связи с тем, что день голосования на выборах депутатов определялся не всегда одинаково. Как показывает анализ федерального законодательства, указанные выборы проводились в первое, второе либо третье воскресенье декабря соответствующего года.
В запросе также указывается, что, как разъяснил Конституционный суд РФ в постановлении от 11 ноября 1999 года, постоянство деятельности парламента гарантируется в том числе строгой регламентацией периода формирования Государственной думы, отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной думы прежнего и нового созывов. При проведении выборов депутатов ГД седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года (то есть в период действия Государственной думы шестого созыва) соблюдаются требования указанных конституционных норм и тем самым обеспечивается непрерывность народного представительства.