Арбитражный суд Западно-Сибирского округа сегодня представил на своем сайте итоговую справку по обобщению судебной практики по спорам, вытекающим из арендных и земельных правоотношений, утвержденную президиумом АС ЗСО 17 августа 2015 года с учетом заключения Верховного суда РФ.
В 22-страничном документе тюменская кассация, в частности, отвечает на вопросы, подлежит ли взысканию задолженность по иску арендодателя к арендатору за пользование земельным участком, переданным в аренду под строительство, который не может быть использован по целевому назначению вследствие прохождения по нему красных линий; подлежит ли возврату страховой депозит, уплаченный арендатором в качестве гарантии исполнения своих обязательств по договору аренды, при действующих правоотношениях; вправе ли арендатор требовать взыскания убытков в виде арендной платы, уплаченной им в период с момента незаконного уклонения публичного органа (арендодателя) от передачи в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ соответствующего земельного участка до приобретения его в собственность, и др.
Так, АС ЗСО дает следующее разъяснение по вопросу, может ли публичный орган (арендодатель) в одностороннем порядке изменить размер арендной платы за земельный участок в связи с применением рыночной стоимости этой платы вместо указанной в договоре кадастровой стоимости земельного участка?
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый ее размер подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется
с правилами статьи 424 Гражданского кодекса РФ.
Изложенное соответствует положениям пункта 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Вместе с тем в случаях, когда нормативный акт устанавливает альтернативу элементов (способов) определения арендной платы и возможность одностороннего порядка их изменения в рамках этой альтернативы, реализация права на такое изменение должна соответствовать положениям гражданского законодательства и условиям договора. В частности, не приводить к смене методики, которая является частью договора, если право на ее одностороннее изменение в связи с волеизъявлением арендодателя сторонами не предусмотрено (постановление АС ЗСО от 10.02.2015 по делу № А27-11464/2014).
Указанный подход соответствует судебной практике и учитывает общеобязательные принципы экономической обоснованности
и предсказуемости, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах
определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (постановления Президиума ВАС РФ № 9707/13 от 17.12.2013 и № 15837/2011 от 17.04.2012).
Кроме того, в рассматриваемом случае следует учитывать правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2015), утвержденном Президиумом ВС РФ 26.06.2015 (вопрос 7 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
С полным текстом итоговой справки Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по обобщению судебной практики
по спорам, вытекающим из арендных и земельных правоотношений, можно ознакомиться здесь.