Новости
25 августа 2015

Зачем упраздняли Минюст СССР

Зачем упраздняли Минюст СССР
Фото с сайта ribalych.ru

25 августа 1921 года Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Михаил Калинин и секретарь ВЦИК Авель Енукидзе подписали декрет "Об усилении деятельности местных органов юстиции". "Твердое установление Советского строя на всем пространстве Р.С.Ф.С.Р. и переход к мирному строительству, – подчеркивалось в преамбуле документа, – настойчиво требуют, чтобы деятельность всех органов Советской власти и должностных лиц была строю согласована с действующими законоположениями, чтобы советскими органами и всем населением было ясно усвоено, что проведение в жизнь начал революционной законности является одной из самых насущных потребностей Советской Республики".

Надежные работники для борьбы с преступлениями и незакономерными действиями

Внушить населению революционную законопослушность, "возбуждать и направлять надлежащим образом дела по борьбе с преступлениями и незакономерными действиями", по мнению законодателя, были призваны отделы юстиции, ревтрибуналы, Советы народных судей, уездные бюро юстиции и народные суды. В связи с этим декрет предписывал обратить на эти местные органы особое внимание и поднять их авторитет "на соответствующую высоту".

Достичь этих целей предполагалось за счет укомплектования отделов юстиции и подведомственных им судебных и следственных органов "наиболее опытными и надежными работниками" и их "полной поддержки" со стороны губернских исполкомов и других советских властных структур. Ст. 3 нормативного правового акта устанавливала порядок назначения и снятия заведующих отделами только с ведома наркомата юстиции. В случае несогласия исполкома с заключением Наркомюста, окончательное решение должен был принимать Президиум ВЦИК.

Для "правильного функционирования" отделов юстиции предписывалось "немедленно организовать при Заведующих Отделами Юстиции коллегии в тех губерниях, где они в настоящее время почему-либо не существуют". Согласно положения о Наркомюсте, в коллегию должны входить завотделом юстиции, председатель ревтрибунала, председатель Совета народных судей и заведующий исправительно-трудовым (бывшим карательным) подотделом. Причем совмещение должности завотделом юстиции с должностью председателя трибунала или председателя Совета народных судей, согласно документа, не должно "впредь допускаться", что указывает на ранее практиковавшееся совместительство.

Декрет предусматривал также выдачу народным судьям специальных удостоверений, в которых устанавливались их права на возбуждение судебных преследований, проверку законности и правильности поводов содержания под стражей и надзора за производством дознаний органами милиции. Особо оговаривалось, что "никакие аресты Народных Судей и Следователей не могут производиться без одновременного уведомления об этом Президиума Местного Совета непосредственно или через Губернский Отдел Юстиции или Уездное Бюро Юстиции".

Вышли из тени органов юстиции

Однако вскоре функции общего надзора за законностью в наркоматах и других центральных учреждениях и организациях, за следствием и дознанием, а также возбуждения уголовного преследования, поддержания обвинения в суде и наблюдения за правильностью содержания под стражей перешли в ведение Государственной прокуратуры, созданной Положением о прокурорском надзоре, принятым ВЦИК 28 мая 1922 года. Но это лишь укрепило позиции Наркомюста, поскольку надзорный орган был учрежден в его составе, а нарком юстиции одновременно являлся Прокурором РСФСР. Прокуроры в губерниях и областях назначались, перемещались и смещались с должностей Прокурором республики и находились в его непосредственном подчинении. А их коллеги из автономных республик назначались в автономиях, но по вопросам общефедерального законодательств подчинялись центру. Таким образом, с созданием прокуратуры губернские исполкомы утрачивали часть влияния в сфере юстиции, а Наркомюст получил в свое распоряжение централизованный аппарат в губерниях, с обширными полномочиями.

Однако в июне 1933 года постановлением ЦИК и СНК Союза ССР была учреждена прокуратура СССР, которая вышла из тени органов юстиции как самостоятельный государственный орган. Гораздо дольше сохранялась зависимость от органов юстиции судебных органов, которая нашла отражение в Положении о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 31 октября 1922 г., а также в Положении о Народном комиссариате юстиции, утвержденном Декретом ВЦИК от 1 февраля 1923 г. В частности, первостепенной функцией Наркомюста признавалось общее руководство, организация и инструктирование всех действующих на территории РСФСР судебных учреждений. Подчиненность судов органам юстиции в вопросах правильности и единообразия применения судебной практики подвергалась критике и послужила одним из поводов для радикального решения – упразднения в 1956 году Министерства юстиции СССР "в целях устранения излишней централизации в руководстве работой судебных учреждений и органов юстиции союзных республик…", – говорилось в указе Президиума Верховного Совета СССР. Затем последовал черед министерств юстиции автономных республик. Однако осенью 1970 года все вернулось на круги своя – началось повсеместное восстановление органов юстиции. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 года "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР" на воссозданное ведомство было возложено организационное руководство судебными органами союзных республик и военными трибуналами.

Лишь после создания в январе 1998 года Судебного департамента при ВС РФ – федерального государственного органа, осуществляющего в целях создания условий полного и независимого осуществления правосудия кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение судов, а также финансирование мировых судей – судебная система России окончательно вышла из-под опеки Минюста.

С подлинником текста декрета ВЦИК "Об усилении деятельности местных органов юстиции" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".