Думский комитет по госстроительству отказался снижать предельный возраст для нотариусов с 75 до 70 лет, как просило Законодательное собрание Новосибирской области. Региональные депутаты говорили, что в таком возрасте не все могут работать эффективно, но с ними не согласились ни Правительство РФ, ни Федеральная нотариальная палата. В ход пошли доводы о повышении пенсионного возраста и отсутствии социальных гарантий.
В июне 2015 года Законодательное собрание Новосибирской области внесло в Госдуму законопроект о снижении предельного возраста для нотариусов с 75 до 70 лет. Возрастные рамки – от 25 до 75 лет – для нотариусов были установлены в декабре 2014 года 457-ФЗ, но в Новосибирске решили, что "установление 75-летнего предельного возраста для нотариусов не имеет должного социально-правового обоснования". Свое мнение региональные депутаты подкрепляли ссылками на то, что судьей по общему правилу можно быть до 70 лет, а на гражданской службе пребывать до 65 лет. В пояснительной записке авторы документа намекали на то, что возраст может помешать нотариусу надлежаще защищать права и законные интересы граждан и юрлиц. "Залогом [надлежащего исполнения обязанностей. – Авт.] выступает исключительное состояние интеллектуального здоровья представителей корпуса нотариусов", – говорилось в сопроводительных материалах.
Вернувшись с летних каникул, парламентарии решили определить судьбу проекта, но на заседании думского комитета по госстроительству на прошлой неделе принять решение так и не смогли. Единороссы собирались рекомендовать депутатам на пленарном заседании проголосовать за отклонение проекта. Дмитрий Вяткин и Владимир Поневежский напоминали коллегам о том, что нотариат не является видом государственной или муниципальной службы. Вяткин опасался, что из-за ужесточения возрастного ценза уйдут опытные нотариусы, а в труднодоступных местах и небольших городах население и вовсе останется без нотариуса. Поневежский ссылался также на то, что нотариат – это самостоятельное сообщество, и оно само решает, какие ограничения устанавливать для своих членов. "Года еще не прошло, как установили [возрастной ценз. – Авт.]. Давайте подождем", – убеждал он коллег. Но с ним не согласился депутат от ЛДПР Сергей Иванов, недоумевавший, "зачем тогда вообще установили, если нотариат самостоятельная организация, которая сама себя регулирует". Его коллега по фракции Алексей Диденко увидел "здравый смысл" в идее новосибирских депутатов, эсер Александр Агеев тоже, поскольку она будет способствовать притоку молодежи в корпорацию. Однако глава комитета единоросс Владимир Плигин решил узнать мнение Федеральной нотариальной палаты и пригласить на следующее заседание президента ФНП Константина Корсика.
Мнение нотариата
Сегодня на заседание Корсик не пришел, но прислал члена Комиссии ФНП по законодательной и методической работе Александру Игнатенко. Она сообщила, что ФНП согласна с отрицательным отзывом правительства на документ и выступает против снижения предельного возраста для нотариусов. Проводить аналогию между нотариусами и судьями, госслужащими нельзя, следовало из ее выступления, поскольку у нотариусов в отличие от них нет социальных гарантий при выходе на пенсию. Кроме того, она напомнила, что в последнее время идут разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста в стране и стимулировании граждан после достижения пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность. Этот ее аргумент отчасти дополнял отзыв правительства, в котором предложение Заксобрания Новосибирской области называлось необоснованным, поскольку в России увеличивается продолжительность жизни населения.
При этом Игнатенко предупредила возможные вопросы о том, как быть, когда в силу здоровья нотариус не может нормально исполнять свои обязанности. Она напомнила, что действующие Основы законодательства о нотариате разрешают нотариальным палатам обращаться в суд за лишением полномочий нотариуса, если он в силу здоровья не может работать. "Это в практике нотариата тоже, к сожалению, имеет место быть. Разовые ситуации, но это есть", – рассказала она. В целом установление в декабре 2014 года предельного возраста для нотариусов она оценила как положительное. Только в Москве, по ее данным, освободилось пять мест нотариусов. "Молодежь приходит. Сменяемость должна быть", – подчеркнула она, но уточнила, что предложение Заксобрания Новосибирской области является "преждевременным". На этот раз эсер Агеев с этим аргументом согласился и предложил коллегам сначала посмотреть за практикой.
В результате думский комитет по госстроительству рекомендовал депутатам отклонить этот законопроект.
С текстом законопроекта № 810833-6 "О внесении изменений в статью 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения предельного возраста осуществления деятельности нотариуса)" можно ознакомиться здесь.