На сегодняшнем пленарном заседании Совета судей Ирина Решетникова, глава комиссии по этике, председатель АС УО и Анатолий Бондар, председатель комиссии по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства, глава Нижегородского облсуда, предложили отменить ч. 4 и 5 ст. 9 Кодекса судейской этики. В этих нормах говорится о принципе объективности и беспристрастности.
Часть 4-я Кодекса предполагает, что судья должен отказаться от рассмотрения дела, "если есть предусмотренные законом основания для отвода судьи либо если может возникнуть конфликт интересов, либо может возникнуть ситуация, ставящая под сомнение беспристрастность судьи". К таким ситуациям отнесены случаи, когда участником процесса является близкий родственник или супруг судьи, когда эти же лица имеют заинтересованность в деле или работают в организации-участнике процесса, или решение существенно затрагивает их интересы, когда судья может являться свидетелем по существу данного спора, на него или членов его семьи оказывается давление, мешающее вынести объективный судебный акт. "Судья должен избегать ситуаций, когда личные взаимоотношения с участниками процесса могут вызвать обоснованные подозрения или создать видимость наличия у судьи каких-либо предпочтений или предвзятого отношения. При возникновении подобной ситуации судье следует проинформировать об этом лиц, участвующих в деле", – говорится в 5-й части Кодекса.
Как пояснила Решетникова, сейчас эти нормы принято толковать слишком широко. Если раньше речь шла только о самоотводе судей, то сейчас необходимость такого самоотвода (например, наличие у судей родственников, работающих в организациях дела с участием которых ему, возможно, приходится рассматривать) может стать препятствием к назначению на должность. О том же сегодня говорил и председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев (о причинах отклонения 530 кандидатов на судейские должности в 2015 году читайте в "Право.ru" здесь).
Один из членов совета, комментируя инициативу заметил, что в свете указанных положений Кодекса судейской этики понятие "конфликт интересов" потеряло свое первоначальное значение, установленное законом о статусе судей. В нем говорится, что конфликт интересов подразумевает личную заинтересованность судьи в исходе дела, а личная заинтересованность – это возможность получения судьей материальной (или иной) выгоды (п. 2 ст. 3 закона). По мнению выступавшего, вопрос отмены данных положений Кодекса судейской этики напрямую связан с иной, более серьезной проблемой – возможности существования самого судейского корпуса.
Будут ли отменены указанные нормы, Совет судей решит на завтрашнем заседании комиссий.