При принятии нового Кодекса РФ об административных нарушениях споры компаний с госорганами могут перейти из арбитражных судов в суды общей юрисдикции. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики, исследовав проект нового КоАП.
Как отмечается в докладе Института правовых исследований ВШЭ (с ним можно ознакомиться здесь), ряд административных нарушений юрлиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, и сейчас рассматриваются судами общей юрисдикции. Это правонарушения в в области охраны окружающей среды, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, а также законодательства о труде. Однако административные дел коммерческих компаний, связанные с их экономической и предпринимательской деятельностью, согласно АПК РФ, подведомственны арбитражным судам.
В новой редакции КоАП больше не содержит указания на то, что подведомственность дел определяется исходя из экономической составляющей. Авторы проекта вводят четко очерченный круг дел, которые относятся к подведомственности арбитражных судов – он отражен в статье 43.4. Исследовав эту нормы эксперты ВШЭ приходят к выводу, что из подведомственности арбитражных судов изымаются большие группы дел о привлечении к административной ответственности по ключевым направлениям экономического регулирования.
В частности, из подведомственности арбитражных судов значительная доля дел об административных правонарушениях, посягающих на конкуренцию, в том числе все дела в отношении юридических лиц. Ст. 43.4 устанавливает, что арбитражным судам подведомственны дела о нарушении антимонопольного законодательства, только если злоупотребления совершили должностные лица, остальные же составы переходят в суды общей юрисдикции.
Также арбитражи лишаются возможности рассматривать дела практически по всем таможенным составам. Из 24 составов по правонарушениям в сфере таможенного регулирования в компетенции арбитражных судов остается только один состав – недостоверное декларирование товаров.
При этом суды общей юрисдикции, по мнению юристов ВШЭ, сейчас не готовы рассматривать такие сложные экономические дела. "Изменение подсудности споров об административных правонарушениях, совершенных юрлицами и ИП с арбитражных судов на суды общей юрисдикции, а также отказ от рассмотрения дел в порядке, предусмотренном АПК РФ значительно ухудшат процессуальное положение участников споров и нанесут значительный ущерб единообразию практики правоприменения," – отмечается в докладе.
Кроме того, указывается, что, принятие проекта КоАП в действующей редакции "по сути является шагом в направлении процессуальной и структурной деконструкции системы арбитражных судов и реализации комплексной реформы судебной системы страны".