Новости
15 декабря 2015

Прямая выгода косвенного налогобложения - исторический документ

Прямая выгода косвенного налогобложения - исторический документ

15 декабря 1924 года председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Михаил Калинин и председатель Совета народных комиссаров (СНК) Алексей Рыков подписали декрет "0 наложении взысканий за нарушения постановлений о косвенных налогах в административном порядке". В преамбуле нормативного правового акта указывается, что он принят в дополнение постановления ЦИК и СНК ССР от 9.05.1924 г. "О порядке наложения взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах (акцизах)".

Порядок издания обязательных постановлений, в том числе по сборам налогов, и наложения за их нарушения взысканий в административном порядке ВЦИК и СНК установили декретом еще в конце июля 1922 года. Согласно документу, этим правом наделялись губернские и уездные исполкомы и их президиумы в пределах компетенции, указанной в ст. 61 Конституции РСФСР (О предметах ведения органов Советской власти на местах) и в постановлениях Всероссийских Съездов о советском строительстве (V раздел Постановления VII Съезда – Собр. Узак., 1919, N 64, ст. 578 – и IV раз. Пост. VIII Съезда Советов – Собр. Узак., 1921, N 1, ст. 1). В обязательные постановления включались указания на ответственность в административном порядке за их несоблюдение. Так, за нарушение обязательных постановлений предусматривались штраф не свыше 50 000 руб. денежными знаками 1922 года или принудительные работы до трех месяцев.

При этом взыскание могло быть наложено в течение одного месяца со дня "обнаружения проступка", после истечения этого срока нарушителя можно было преследовать лишь в судебном порядке. Предусматривалось, что гражданин, подвергшийся административному штрафу или принудительным работам, может просить исполком о пересмотре вынесенного в отношении него постановления или обжаловать его по инстанции (подача жалобы исполнения не приостанавливала). Если жалоба удовлетворялась и взыскание отменялось, должностное лицо, неправомерно наложившее его, подлежало отвественности по суду.

Что касается декрета от 9 мая 1924 года, то этим документом контроль за исполнением постановлений об акцизах возлагался на должностных лиц инспекции косвенных налогов, а также на "агентов милиции", а составленные ими по факту нарушения протоколы и акты дознания передавались заведующим губернскими (или соответствующим ему) финансовыми отделами или старшим инспекторам косвенных налогов, которые направляли материалы в народный суд. Не оплаченные акцизом предметы, а также орудия их производства опечатывались. В случае оправдания судом привлеченных к ответственности лиц, они, а также вырученные от реализации скоропортящихся предметов и продуктов деньги подлежали возвращению.

"Ответственными лицами за нарушение постановлений о косвенных налогах на заводах, фабриках и всякого рода местах выделки и разработки подлежащих оплате акцизов продуктов, а равно в местах торговли ими, если виновные не обнаружены, – говорится в нормативном правовом акте, – признаются в частных предприятиях – владельцы таковых, а в государственных предприятиях – заведующие последними". А в примечании указывалось, что основные ставки своевременно не уплаченного акциза и особого патентного сбора, а также пени по ним, "если нарушение учинено в местах выделки, добычи и хранения подлежащих оплате акцизом предметов, а равно в местах торговли ими во всех без исключения случаях", обращаются на владельцев или арендаторов предприятий. По государственным предприятиям, действующим на началах коммерческого расчета, взыскания в указанных случаях обращаются непосредственно на эти предприятия или на объединения, в состав которых входят эти предприятия. И еще одно паримечание: "По нарушениям, связанным с незаконным приготовлением, хранением и сбытом спиртных напитков и спирто-содержащих веществ, сохраняется особый порядок распределения штрафов, установленный соответствующими постановлениями союзных республик".

Майским декретом отменялось постановление ВЦИК и СНК от 15.02.1923 года о порядке наложения взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах (Собр. Узак., 1923, N 14, ст. 183).

Что касается совместного декрета ВЦИК и СНК от 15 декабря 1924 года, принятого в дополнение постановления ЦИК и СНК ССР от 9.05.1924 года, то он вводил фиксированную сумму неуплаченного акциза и особого патентного сбора (не более 50 руб. по отдельным нарушениям), при которой нарушения, продусмотренные ч. 1 ст. 139-а УК РСФСР рассматриваются в административном порядке финансовыми отделами губернских и областных исполкомов, соответствующими финансовыми органами автономных республик. Их постановления, как подчеркивается в документе, приводится в исполнение в бесспорном порядке. "В случае же причиненного государству более значительного ущерба или повторного совершения, нарушение установленных акцизных правил карается штрафом до тысячи рублей и принудительными работами или лишением свободы на срок до одного года с конфискацией предметов, продуктов и орудий производства", – говорится в ст. 139-а.

В отношении размеров административных взысканий и порядка применения последних к нарушениям постановления о косвенных налогах в пункт "а" статьи 2 постановления ВЦИК и СНК от 27.07.1922 года (штраф не свыше 50 000 руб. денежными знаками 1922 г.) внесено декретом от 11.01.1923 года следующее изменение: "Штраф не свыше 300 рублей золотом с переводом на советские денежные знаки по последнему опубликованному ко дню взыскания штрафа курсу котировальной комиссии".(Собр. Узак. 1922 г. №48 ст. 603).

В период с 1921 по 1930 год в СССР были введены акцизы на виноградные вина, с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз, зажигательной бумаги, пива, меда, соли, нефтепродуктов, позже с текстильных изделий, отметили в своей труде "Особенности развития косвенных налогов в СССР" С.С. Баженов и Н.В. Миллер. Начальный период действия акцизной системы совпал с периодом высокой инфляции, когда ставки налогов в абсолютном выражении, как правило, безуспешно стремились приспособиться к обесценению валюты, а также прочим негативным экономическим последствиям. Все это сводило на нет налоговые доходы. Поначалу акцизы давали ничтожные суммы. Решение было найдено, когда установили "золотой рубль". Ставки акцизов были переведены в золотое выражение, а уплаты производилась по курсу котировальной комиссии.

Поэтапное введение акцизов стало одним из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения. Характерными особенностями построения советской акцизной системы стали госрегулирование розничных цен, установление акцизов с товаров, которые дают достаточно крупный фискальный эффект, изыскание акцизов, охватывающие наиболее широкие массы городского и сельского населения а также преимущественное обложение товаров роскоши.

Доля акцизов в середине 20-х годов прошлого столетия росла как в абсолютном, так и в процентном выражении относительно всех госдоходов, она составляла в среднем примерно половину налоговых поступлений. В период с 1923 по 1930 год сумма акцизных поступлений увеличилась более чем в десять раз. В среднем увеличение составляло около 400 млн руб. в год, в 1930 году – 840 млн руб. Но затем акцизные поступления возрастали в абсолютном, но уменьшались в процентном выражении относительно государственных расходов и налогов. Это явление можно объяснить тем, что был достигнут довоенный (Гражданская война) уровень потребления, а дальнейший рост акцизных поступлений мог идти только за счет постоянного повышения материального благосостояния населения, роста жизненного уровня. Но этого не происходило ввиду иных приоритетов государства, а именно накопления производственных фондов.

С подлинником текста декрета ВЦИК и СНК "О наложении взысканий за нарушения постановлений о косввенных налогах в административном порядке" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".