Бывший глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский, отбывающий восьмилетний срок заключения и проходящий в качестве обвиняемого по второму кголовному делу, по которому ему грозит еще более длительный срок, предложил президенту страны Дмитрию Медведеву радикально изменить судебную систему в стране. Новая статья самого известного заключенного страны опубликована в еженедельнике "Коммерсант-Власть".
В начале статьи Ходорковский замечает, что "Медведев, кажется, совершенно не против либерализации", однако "в то же время не хочет, чтобы любые "оттепельные" мероприятия хотя бы в минимальной степени представляли угрозу его власти". Среди "кое-каких правильных вещей", которые умеет делать Медведев, Ходорковский отметил "помилование 12 осужденных после нескольких лет полного бюрократического паралича самого механизма помилования", увольнение главы ГУВД Москвы Владимира Пронина, освобождение Светланы Бахминой. Приводит Ходорковский и примеры "расхождения слов с непосредственными действиями", например, новый порядок назначения главы Конституционного суда.
"Никакая демократизация, никакая либерализация в России в принципе невозможны без превентивной судебной реформы. Потому что эффективная защита прав и свобод граждан реальна только в той стране, где граждане могут пожаловаться на ущемление своих прав и свобод в полностью независимую от исполнительной и законодательной власти инстанцию — суд. И рассчитывать на непредвзятый вердикт", — заявляет Ходорковский. "Никакие законы, никакие решения власти, пусть даже самые либеральные и "оттепельные", не будут работать, если в стране нет независимого суда, который может остановить нарушения или неправильное применение законов и других властных актов", — полагает бывший глава ЮКОСа.
Далее Ходорковский рассуждает о том, что судебная реформа в России должна предшествовать политической и отмечает основные направления, по которым она должна происходить. Свои мысли он сводит к семи основным тезисам. Во-первых, Ходорковский предлагает передать Совету судей статус саморегулируемой общественной организации, "которая будет, среди прочего, самостоятельно формировать половину состава Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов и наделена исключительным правом лишать судей их статуса". "Президент в таком случае будет вносить в Совет федерации только половину кандидатов на посты судей трех высших судов страны. Это, бесспорно, качественно снизит зависимость третьей ветви власти от первых двух", — считает Ходорковский.
Второй пункт — повышение изначальных требований к судьям. "Необходимо исключить проникновение в судейский корпус случайных людей и всевозможных аппаратных либо коммерческих "порученцев"". Согласно идее Ходорковского, "федеральным судьей в России может стать лишь гражданин России не моложе 35 и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование, полученное в вузе с аккредитацией Совета судей, а также не менее 5 лет прокурорского или адвокатского стажа работы именно в судах". "Для членов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов: не моложе 40 лет, обязательное наличие ученой степени в области юриспруденции, не менее 10 лет стажа работы в суде (в роли судьи, прокурора, адвоката). Причем для прокуроров и адвокатов — работа по обе стороны барьера", — развивает мысль Ходорковский.
Следующие пункты плана Ходорковского — восстановление принципа несменяемости судей ("Статус судьи должен предоставляться пожизненно", "Принимать решение о лишении … может только Совет судей России"), введение частичной неприкосновенности судей ("Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия суда вышестоящей инстанции, а для судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов — с согласия Совета судей"), освобождение исполнительной власти от бремени назначения глав судов ("Установить выборность председателей и зампредов судов всех уровней самими судьями"), введение порядка, согласно которому дела распределяются между судьями по жребию.
Последний тезис Ходорковский считает главным — он предлагает расширить сферу компетенции суда присяжных, "добиваясь в идеале его распространения на большинство категорий дел, где нет досудебного согласия в той или иной форме". "За время своего существования российский суд присяжных показал: он может быть барьером на пути автоматической штамповки утверждения судебной властью обвинительных приговоров. В этом качестве присяжные были в целом эффективны. И уровень коррупции среди присяжных оказался весьма низок (по сравнению с профессиональными судьями, увы)", — пишет Ходорковский.
"Полагаю, воли президента страны вполне достаточно, чтобы все поправки, включая конституционные, — такие, какие предложены, или иные, — были приняты парламентом за несколько месяцев. Примеры тому есть. И если президенту Медведеву удастся добиться возрождения в России независимой судебной власти, он войдет в историю президентом-освободителем. Независимо от того, удастся ли ему реформировать первую и вторую власть", — заключает бывший глава ЮКОСа.