Пленум ВС принял постановление о применении судами таможенного законодательства во второй редакции. Спорный пункт, который обязывал ФТС вступать в диалог с декларантами при сомнениях в достоверности указанной ими таможенной стоимости, чтобы дать им возможность оправдаться, сохранился и в окончательной версии документа.
"Таможенное" постановление Пленума уже обсуждалось 14 апреля 2016 года, но в связи с рядом замечаний было направлено на доработку (см. "Пленум ВС по таможенному законодательству: ФТС предложили наладить диалог с декларантами").
Судья ВС Татьяна Завьялова, которая докладывала о результатах работы редакционной комиссии, отметила, что принципиальных изменений в принятом проекте постановления немного. Так, из него исключен п. 35, в котором говорилось о возможности обратиться в суд с имущественным иском при пропуске сокращенного срока обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет. При обсуждении эту норму сочли слишком расплывчатой, а поставленную в ней проблему предложили решать на практике – при рассмотрении ВС конкретных "таможенных" дел. Пп. 21–23 предыдущего варианта проекта постановления, в которых решаются вопросы относительно декларирования товаров физлицами, вынесены в отдельный блок и перенесены в конец документа. Из п. 31, в котором говорится, что обратиться в суд с имущественными требованиями при несоблюдении установленного законом срока возврата таможенных платежей плательщик может в течение 3 лет, исключены разъяснения относительно процессуального распорядка таких требований.
При предыдущем обсуждении большое внимание уделили п. 8, предписывающему Федеральной таможенной службе вступать в диалог с декларантами при возникновении сомнений в достоверности указанной им таможенной стоимости. Прежде чем проводить ее корректировку, ФТС обязана дать декларанту "реальную возможность устранения" подозрений. То есть сначала направить ему извещение, в котором будет сказано, почему таможенный орган усомнился в заявленной стоимости, а потом дать время оправдаться. Принять решение о корректировке таможенной стоимости таможенники смогут в течение 30 дней после получения ответа на извещение. Представители таможенной службы говорили, что такая переписка может затянуть решение вопроса, но ВС посчитал, что таможенный орган не должен корректировать стоимость, если остались неустраненные сомнения в том, правильно ли указал ее декларант.
Также ФТС предлагала увеличить сроки возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин и налогов, поскольку одновременно с соответствующим заявлением декларант должен инициировать и внесение изменений в декларацию на товары. На решение двух этих вопросов таможенникам дается всего 30 дней, и они не всегда успевают справиться с задачей в этот срок. Предлагалось дать 30 дней на правку декларации, а потом еще столько же на возврат платежей. Однако п. 29 постановления, в котором решается этот вопрос, остался в прежней редакции, поскольку, как сказала Завьялова, применение предложенного подхода давало бы таможенным органам самостоятельно устанавливать сроки возврата излишне уплаченных сумм, что нарушало бы и закон, и права декларантов.
Ознакомиться с текстом постановления Пленума ВС "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" можно здесь.