Совет судей поставил точку в вопросе о том, можно ли допускать в суды в качестве ревизоров и аудиторов органы, которые нередко становятся участниками процессов в тех же судах.
За год в российских судах и подразделениях Суддепа прошло 470 проверок финансовой деятельности. Как пояснил Дмитрий Матвеев, начальник контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, у судов до сих пор возникают вопросы относительно того, можно ли допускать туда проверяющих из ФСС, ПФР, Государственного пожарного надзора, Росимущества и прочих органов, которые нередко становятся участниками процессов. Согласно официальным разъяснениям Суддепа, это возможно при отсутствии конфликта интересов, поскольку официальный аудитор – Счетная палата – не обладает возможностями проверять, например, правильность перечисления пенсионных и страховых взносов.
Председатель Вологодского областного суда Владимир Шепель возразил, что конфликт интересов встречается довольно часто. "У каждого председателя бывали ситуации, когда органы, несогласные с решениям суда, приходили туда с проверкой", – рассказал он, предложив защитить суды и ввести запрет на проведение таких проверок, такой же, какой действует в отношении Росфинмониторинга. Матвеев указал, что если конфликт обоснован, этот вопрос всегда можно решить, но отказаться от проведения узкопрофильных проверок совсем не представляется возможным.
Также Матвеев рассказал, какие нарушения финансовой деятельности чаще всего встречаются в судах. В их числе использование зданий, выведенных из эксплуатации: после переезда суда старые помещения могут в течение нескольких лет находиться на балансе с уплатой налогов на землю и имущество. Несмотря на то, что по правилам оплата процессуальных издержек сейчас проходит только через суды, некоторые подразделения судебного департамента до сих пор принимают документы от адвокатов и переводчиков. Также по результатам проверок удалось выявить и вернуть в казну более 35 млн руб. с депозитных счетов судов. Эти средства хранились там со значительными нарушениями сроков – более 10 лет, но так и не были востребованы. Еще одно "типичное" нарушение – предоставление сотрудникам аппарата судов "судейских" квартир в то время, как судьи стоят в очереди на улучшение жилищных условий и получают компенсацию за аренду жилья.