Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции в ходе заседания 20 июня рекомендовал депутатам проголосовать за принятие во втором чтении и в целом пакета антитеррористических законопроектов, запрещающих выезд из России лицам с неснятой судимостью за экстремизм и разрешающих введение режима КТО при угрозе насильственного захвата власти.
Законодательную инициативу внесла в нижнюю палату парламента глава профильного комитета депутат Ирина Яровая и председатель Комитета Совета Федерации по обороне Виктор Озеров. Законотворцы решили дополнить Уголовный кодекс тремя новыми составами преступлений: несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма. При этом, по предложению авторов, минимальный срок лишения свободы за совершение теракта увеличится с восьми до десяти лет.
За совершение акта международного терроризма за пределами РФ гражданам грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненного лишения свободы. Финансирование международного терроризма будет караться лишением свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет. Если теракт за границей повлечет смерть человека, наказанием будет лишение свободы на срок от 18 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненным лишением свободы.
Когда будут вводится контртеррористические операции
Документ расширяет и число случаев, при которых вводится режим контртеррористической операции. Согласно действующим сегодня нормам, режим КТО объявляется только для предотвращения теракта. Законотворцы предлагают вводить такой особый режим для предотвращения и раскрытия преступлений по ст. 206 (захват заложника), ст. 221 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 278 (насильственный захват власти), ст. 279 (вооруженный мятеж) и ст. 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) УК РФ.
Авторы инициативы также уверены, что уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, в незаконном вооруженном формировании и в массовых беспорядках, а также за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля должна наступать с 14 лет.
Кроме того, законопроектом расширяются основания, по которым россиянам может быть запрещен выезд из страны. Так, в праве на выезд может быть отказано гражданину, которому объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений террористической направленности, развязывания войны и геноцида. Запрет действует в течение пяти лет со дня объявления предостережения. Введение такой нормы, как и весь законопроект в целом, ранее уже одобрило правительство. Кабмин отметил, что проект закона актуален и "направлен на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия терроризму, экстремизму, а также в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности".
Однако инициатива ранее получила и немало критики. В частности, депутатов смущало предложение законотворцев ввести обязательство для операторов сотовой связи хранить звонки и сообщения абонентов, а также изображения, звуки и иные сообщения пользователей в течение трех лет. Члены нижней палаты парламента отмечали, что только на создание такой базы потребуется порядка 70 млрд долларов, а ее обслуживание – еще порядка 200 млрд долларов, а в финансовом обосновании к проекту закона авторы указали, что его принятие не потребует дополнительных затрат из бюджета.
Законотворцы учли замечания своих коллег и ко второму чтению внесли соответствующие корректировки: так, информацию о телефонных соединениях предлагается хранить в течение трех лет, а передаваемые гражданами данные – в течение полугода.
С текстом законопроекта № 1039101-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" в первом чтении можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 1039149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" в первом чтении можно ознакомиться здесь.