Конституционный суд проверит положения закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности...", который предусматривает конфискацию имущества у чиновника в случае, если тот не смог представить доказательства его приобретения на честно заработанные деньги, пишут "Ведомости".
Поводом для проверки стал запрос Верховного суда Башкортостана, рассматривающего иск к главному специалисту администрации Стерлитамакского района Елене Колесник. Республиканская прокуратура сейчас добивается конфискации приобретенного мужем чиновницы грузовика Daewoo Novus, стоимость которого превышала доход семьи за последние три года. Служащая не представила доказательств приобретения машины на законные доходы, а после инициированной прокурорами проверки продала ее.
В суде Колесник доказывала, что потраченные на покупку средства копила в течение нескольких лет. Более того, грузовик был куплен совместно с ее отцом, который дал половину суммы, но зарегистрировать автомобиль можно только на одного человека, поэтому его оформили на мужа. Тем не менее Стерлитамакский райсуд ей не поверил: о соглашении с отцом чиновница заявила только после обращения прокуратуры в суд, при этом в декларации грузовик был заявлен как собственность мужа без каких-либо отметок о совместном владении.
ВС РБ, в свою очередь, усомнился в правильности такого решения. В запросе отмечается, что нормы антикоррупционного закона расплывчаты, что может привести к нарушению конституционных прав граждан. В частности, не урегулировано понятие объема имущества, подлежащего конфискации. Из иска следует, что заявители не смогли подтвердить лишь часть доходов, потраченных на покупку. Прокуратура требует изъять стоимость грузовика в полном объеме, что может привести к "непропорциональному ограничению права частной собственности".
Кроме того, закон предусматривает изъятие имущества, но не денежных средств, полученных от его продажи. Оспариваемые нормы противоречат и требованиям Семейного кодекса, которым предусматривается, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на принадлежащее ему имущество либо на долю общего имущества, которая причиталась бы ему при разделе.