Очередной бюджет правительство может готовить как однолетний – только на 2017 год, рассказали "Ведомостям" три федеральных чиновника.
Свести трехлетний бюджет с дефицитом в 3,2%, который предлагает Минфин, невозможно, объясняют они. Кроме того, не приняты ключевые решения по налогам и пенсионной системе; выборы тоже мешают.
Пока в Белом доме исходят из того, что налоговая нагрузка в будущем году увеличиться не должна: все обсуждения касаются периода после 2018-го. То же самое относится и к конструкции пенсионной системы, утверждает другой чиновник, но нужно быть готовыми, что какие-то изменения вступят в силу с 1 июля 2018 или с января 2019 года. Из обсуждавшихся идей: удлинение шкалы страховых взносов, прогрессивная ставка НДФЛ, повышение ставки НДС с одновременным снижением ставки налога на прибыль или рост НДС и снижение страхового взноса.
Топ-менеджер крупной промышленной компании уверен, что отказ от трехлетнего планирования – шаг назад, но для его организации длина бюджетного планирования особого значения не имеет. Владелец крупного бизнеса, который зависит от госкомпаний, также не видит для себя серьезных рисков от однолетнего бюджета. "Немедленного эффекта для нас не будет – ни на доходах, ни на расходах (не скажется)", – говорит зампред правления Сбербанка Александр Морозов.
Такими действиями чиновники увеличивают неопределенность, констатирует Наталия Орлова из Альфа-банка: получается, кабмин через однолетний бюджет пытается уйти от ответа на неприятные вопросы о будущем налогообложении физлиц и компаний.