Минфин разработал поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которым валютным резидентом можно признавать любого россиянина, имеющего счет в иностранном банке, даже если он долгое время живет за границей. Документ опубликован на портале раскрытия проектов нормативных актов. Эксперты "Право.ru" оценивают инициативу противоречиво.
Что будут менять?
Сейчас валютными резидентами, которые обязаны декларировать наличие счетов за границей, отчитываться о движении средств на них и соблюдать законодательные ограничения о зачислении туда денег, считаются все граждане РФ. Исключение составляют лишь те, кто год и больше живут в других странах на любых законных основаниях (например, по рабочим и (или) учебным визам или получив вид на жительство). Им присваивается статус налогового нерезидента, от которого и предлагает избавиться Минфин.
Вместе с тем предлагается и некоторое послабление: постоянно проживающие за границей граждане РФ смогут не отчитываться по иностранным счетам (вкладам) и операциям с ними, если прибудут на родину с краткосрочным визитом или визитами (в совокупности такое пребывание должно длиться не более трех месяцев в течение одного года).
"Таким образом, если сейчас при постоянном проживании за границей гражданин РФ, прибывший на территорию России, хотя бы на день мог автоматически признаваться обязанным представлять информацию о счетах, то в соответствии с положениями законопроекта он станет обязанным представлять такую информацию, только если период проживания за границей прервется в течение более чем на три месяца", – объясняет Сергей Литвиненко, адвокат бюро "Деловой фарватер".
Согласно законопроекту, все, кто приобретет статус нерезидента до 1 января 2018 года (предполагаемой даты вступления в силу поправок) Минфин обязывает дать отчет о своих счетах перед налоговой до 1 марта того же года. Кроме того, ведомство предлагает установить запрет на ряд операций между резидентами. Например, нельзя подарить кому-то, с кем резидент не состоит в родственной связи, некую валютную ценность – денежные средства или ценные бумаги иностранных компаний. Это приравнивается к незаконной валютной операции.
Эксперты "за": равнение на Европу
"Полагаю, что данный шаг является последовательным в рамках общего изменения российского законодательства в сторону увеличения прозрачности деятельности российских граждан за рубежом", – оценивает инициативу Минфина Александр Боломатов, адвокат, партнер юрфирмы "Юст".
Он напомнил, что в рамках указанного процесса уже была проведена реформа по введению понятия "контролируемая иностранная компания" (КИК), а также приняты меры, которыми российских граждан – резидентов – обязали сообщать о наличии у них счетов в иностранных банках. Кроме того, стало возможным заключение международных соглашений по полной транспарентности операций российских граждан за границей (международный автоматический обмен налоговой информацией). Такой обмен начнет действовать с 2018 года.
"С учетом указанных фактов, как я полагаю, российский законодатель последовательно реализует план по созданию полностью прозрачной системы вокруг каких-либо операций российских граждан. Данный процесс довольно давно осуществляется также и в других развитых странах, где прозрачность операций граждан очень высока", – резюмирует Боломатов.
Сергей Литвиненко из "Делового Фарватера" считает, что внесение таких изменений приведет к упорядочению статуса резидента россиян, которые живут за границей, но периодически бывают на родине. "Теперь они смогут понимать, на какое время смогут приехать и как это отразится на их статусе, что позволит им осуществлять свое налоговое планирование на более законных основаниях", – говорит юрист. Он считает, что сейчас многие "русские иностранцы" не выезжают в РФ, опасаясь потерять статус нерезидента. А после принятия поправок они смогут не опасаясь пребывать в России на протяжении трех месяцев в году. "Это, безусловно, положительная новость для тех, кто не теряет связь с родиной и периодически бывает в стране по деловым и семейным вопросам", – поддерживает коллегу Михаил Успенский, партнер адвокатского бюро КИАП.
Эксперты "против":
"Целью законопроекта называлось устранение избыточных ограничений для валютных операций законопослушных граждан и организаций, но содержание законопроекта оказалось во многом противоположным", – отмечает ведущий юрист «Пепеляев Групп» Пётр Попов, детально рассказывая, почему он так считает.
В предложенных поправках сохраняется запрет на валютные операции между резидентами. Его смысл – затруднить вытеснение рубля из обращения внутри страны, но буквальное содержание нормы, по мнению спикера, по-прежнему слишком широко, никаких ограничений территорией страны в законе нет.
Попов приводит интересный пример: выдав за границей родственнику некоторую сумму наличной иностранной валюты на личные расходы, российский гражданин в течение двухлетнего срока давности находится под угрозой штрафа в размере от 75 до 100% суммы операции за "расчёты в иностранной валюте между резидентами в случаях, не предусмотренных валютным законодательством". "Правда, большинство граждан об этом как не подозревало, так и не будет подозревать. К счастью, в законопроекте пока не идёт речи о проведении рейдов российскими органами валютного контроля, например, в иностранных ресторанах, где резидент платит за резидента, поэтому и российские надзорные органы об описанных «ужасающих посягательствах», скорее всего, не узнают", – иронизирует комментатор.
По его словам, более осведомлённые о наших законах граждане – как правило, бизнесмены – давно приноровились использовать для заграничных расчётов специально создаваемые юридические лица, для которых запретов нет. "Правда, это возможно не всегда, и два недавних обращения к нам с вопросом, можно ли с таким валютным законодательством отказаться от российского гражданства и получить вид на жительство, достаточно красноречиво описывают, насколько инициаторам удалось достигнуть цели устранения избыточных валютных ограничений", – приводит юрист пример из практики.
"Законопроект таит в себе существенные риски, – добавляет Михаил Успенский из КИАП. – Получается, теперь "зарубежник" должен все время следить за соблюдением валютного законодательства. Если он случайно задержится на один день, то будет обязан подать отчетность. И если в ней будут нарушения, то последует наказание. Но проводить аудит на соблюдение российского валютного закона, проживая в иностранной стране, слишком накладно, вряд ли кто-то будет этим заниматься".
По его мнению, нововведения едва ли приведут к резкому отказу от российского гражданства и сдаче паспортов. Информация о валютных счетах для начала должна стать доступной российским налоговикам. Несмотря на заключенное РФ соглашение об автоматическом обмене информации, реальное поступление данных из зарубежных банков в целях валютного контроля в ближайшее время маловероятно, считает эксперт.
Коснется ли бизнеса?
Все эксперты единодушны во мнении: бизнеса предложенные Минфином поправки не коснутся, даже если предположить, что сейчас бизнесмены или топ-менеджеры компаний, не являющиеся резидентами, теоретически могут выводить на личные счета за границей "серые" доходы.
Предложенная мера направлена скорее на упорядочение отношений, а не на возложение дополнительных обязанностей на россиян, проживающих за границей. Так что изменение законодательства вряд ли заставит владельцев крупных капиталов хранить средства в российских банках, поскольку в будущем они смогут планировать проживание в РФ с учетом трехмесячного ограничения. "Что касается «серых» доходов, то вывести их на зарубежный счет удастся только с учетом соблюдения трехмесячного срока проживания, что не должно стать непреодолимым барьером", – комментирует Литвиненко.
"Владельцы крупных капиталов скорее ориентируются на статус налогового резидента, многие принимают решение перестать быть налоговым резидентом РФ и не платить налоги в РФ в принципе", – соглашается с ним Успенский, добавляя, что "серые" доходы в основном извлекаются лицами, живущими в России, являющимися ее налоговыми резидентами. А для них законопроект ничего принципиально не меняет.
"Предложенное в законопроекте решение считать валютными резидентами всех без исключения граждан страны ничего не принесёт ни бюджету, ни экономике", – продолжает критику Попов.
По его мнению, к налогам поправки имеют весьма отдалённое отношение, так как налоговое резидентство по-прежнему зависит от места постоянного проживания, а для поиска средств, спрятанных за границей, есть более эффективный инструмент – обмен информацией между налоговыми органами разных стран.
Он говорит о том, что авторы законопроекта отклоняют предложения бизнеса приравнять налоговое резидентство к валютному, указывая, что это разные сферы регулирования с разными целями. Но регулирование валютного резидентства должно быть не жёстче, а мягче налогового. Эксперт не понимает, зачем запрещать валютные операции для граждан, перемещающихся между несколькими странами, если все требуемые налоги уплачиваются, ведь интерес государства в том, чтобы получить причитающиеся налоги, а не "запретить что-нибудь заграничное на всякий случай".
"Валютное законодательство пригодно только для защиты национальной валюты от резких колебаний, оно не должно быть волшебным средством от всех проблем. Например, вывод за границу активов, обременённых долгами, и преступно нажитых средств – это вопрос закона о противодействии отмыванию и УК, а не валютного регулирования", – подводит он итог.