Эксперты на V юридическом форуме для практиков «Главные правовые события года», организованном "Системой юрист" рассказали, как работать с претензионными обращениями. Процесс может упростить составление "типовых" претензий, а в договорах стоит отдельно прописывать порядок их направления по электронной почте или курьером.
Елена Челембеева, директор юридического департамента Volvo Group Russia, напомнила, что подача искового заявления в арбитражный суд теперь возможна лишь по истечении 30 календарных дней со дня направления истцом претензии ответчику. Она отметила, что есть разные способы направления претензий, например, по электронной почте или курьерской доставкой. «Тут вопрос лежит в процессуальной плоскости – сможете ли вы потом доказать. Редко дается правовая оценка – принял суд или нет претензию, направленную по электронной почте», – отметила Челембеева.
Она посоветовала юристам указывать в договорах удобный порядок направления претензии и указывать адрес электронной почты прямо в тексте договора. Кроме того, по ее мнению, в суде можно ссылаться на деловой обычай сторон – иные вопросы, которые обсуждались и решались посредством электронной почты. Челембеева рассказала, что необходимо указывать в договоре «соглашение о порядке и сроках претензионного урегулирования» и распространять его на случаи недействительности сделки.
Обратила она внимание и на случаи, когда претензию направляют в последний день исковой давности или когда ее невозможно доставить. Эксперт рекомендовала указать в договоре, что претензия считается доставленной, если произведена отправка по адресу, указанному в договоре. «Можно указать в договоре, что это риск второй стороны, если они не указали смену адреса», – предложила Челембеева.
Рассказала она и о случаях несовпадения претензии и последующего иска, когда у суда есть право оставить заявление без рассмотрения. «В этом случае можно ссылаться на аналогию со ст. 49 АПК «Изменение основания или предмета иска», – пояснила юрист.
Челембеева также предложила разработать типовые формы претензий для упрощения работы.