Главное
Конституционный суд РФ вынес четыре отказных определения по жалобам на "строгие и безальтернативные требования" КАС РФ о наличии при оспаривании нормативных правовых актов у истца или его представителя высшего юридического образования. Об этом рассказывает "Коммерсантъ" ("Конституционный суд не разрешил судиться с государством без диплома"). Жалобы подавали уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова, ее предшественница Элла Панфилова, а также ряд граждан. Панфилова поддержала директора ассоциации муниципальных образований Челябинской области, сопредседателя совета движения "Голос" Юрия Гурмана. Он не смог оспорить ряд местных законов из-за отсутствия диплома, а бесплатного адвоката ему не предоставили, поскольку по данной категории дел КАС к этому не обязывает. Москалькова вступилась за Евгения Трутнева, который пытался обжаловать ведомственную инструкцию Минтруда. КС счел, что КАС в этой части не ограничивает доступ к правосудию, назвал оспаривание нормативных актов "дополнительной возможностью" защиты прав граждан и предложил обращаться напрямую к нему – или в суды общей юрисдикции "по конкретным делам". При этом КС не исключил право законодателя внести в КАС изменения "в целях оптимизации процедур, связанных с необходимостью устранения из правовой системы нормативных положений, противоречащих закону".
"Известия" сообщают, что депутат Анатолий Выборный из "Единой России" внес в Госдуму пакет антикоррупционных инициатив, включая уголовную ответственность для третейских судей, в том числе иностранных, за использование полномочий "вопреки задачам своей деятельности". Сейчас за это наказывают только частных нотариусов и аудиторов (ст. 202 УК РФ). Другое предложение – общая ответственность за обещание, предложение или просьбу принять либо передать взятку (ст. 291.3 УК РФ) или предмет коммерческого подкупа (ст. 204.3 УК РФ). В качестве санкций предлагаются штрафы вплоть до тридцатикратного размера взятки и лишение свободы на срок до 8 лет. По задумке кодекс дополнят также статьей о злоупотреблении влиянием (ст. 291.4 УК РФ). Она предполагает наказание за незаконные передачу или обещание взятки в любой форме физлицу "с целью использовать его влияние на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации". Кроме того, документ говорит о переводе взяточничества (ч. 1 ст. 291 УК РФ) в категорию преступлений средней тяжести и об институте нематериальной взятки. К последней будут отнесены услуги "неимущественного характера", получение "неимущественных прав, иных неправомерных преимуществ". Нововведения объясняются необходимостью исполнения рекомендаций ГРЕКО – "группы государств против коррупции", отчитываться о которых РФ должна в скором времени. Наконец, Выборный предлагает разрешить следователям возбуждать дела о коммерческом подкупе и злоупотреблении полномочиями без жалобы потерпевших компаний.
Суды
ЕСПЧ коммуницировал жалобу участкового полицейского из Тольятти Алексея Мумолина, пишут "Ведомости" ("Право ругать начальство"). В 2009–2010 году полицейский за свою критику "палочной системы", когда от участковых требуют обеспечить по 15 административных и три уголовных дела в месяц, получил несколько дисциплинарных взысканий, после чего был уволен из органов. Суды общей юрисдикции подтвердили, что закон о полиции запрещает служащему публичные высказывания о деятельности госорганов и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Однако КС поддержал участкового: суд заявил, что полицейские и чиновники могут выражать мнение, "если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей". Однако взыскания с Мукомолина не сняли и на службе его не восстановили. Теперь российским властям нужно ответить Страсбургу, было ли нарушено право участкового на свободу слова и до какой степени государство вправе устанавливать ограничения, связанные с должностными обязанностями полицейского.
Нормотворчество
"Коммерсантъ" пишет ("Рост пустили на самотек"), что Минэкономразвития внесло в правительство обновленный прогноз социально-экономического развития РФ на 2017–2019 годы. "Базовый" сценарий прогноза лишен оптимизма – так, рост ВВП в 2016 году составит 0,2%, падение инвестиций – 0,5%. Нефть будет стоить $40 за баррель, доллар в 2017 году – 67,5 рублей и подорожает до 71,1 рубля в 2019 году. В целом же все расчетные показатели существенно ухудшены с учетом требования правительства зафиксировать инфляцию к концу 2017 года на уровне 4%. При этом "Ъ" полагает, что Белый дом будет опираться в бюджетных расчетах на сценарий "базовый+". Он включает стабильный рубль, рост ВВП на 1,1%, промышленности – на 1,6%, реальных располагаемых доходов населения – на 1,2%.
"Ведомости" рассказывают ("Расходы отдохнут от правил"), что из проекта Основных направлений бюджетной политики исчезли положения о новом бюджетном правиле. Эти пункты вызвали возражения у других министерств, депутатов и экспертов, бюджетная комиссия решила, что включать их в документ преждевременно. Прежнее бюджетное правило определяло расходы исходя из расчетной цены нефти плюс 1% ВВП. Дополнительные нефтегазовые доходы шли в резервный фонд. Новое бюджетное правило будет базироваться на цене нефти в $40 за баррель. Оно начнет действовать с 2020 года, когда удастся обнулить первичный дефицит. До этого предлагается высчитывать предельные расходы как сумму нефтегазовых – 5,5% ВВП и ненефтегазовых – около 9,6% ВВП, доходов, снижающегося дефицита, расходов на докапитализацию ВЭБа и процентных расходов на долг. Траты из резервов устанавливаются законом о бюджете. Если доходы превысят расходы, резервы будут накапливаться. Критики говорят, что эти предложения не решают проблему зависимости бюджета от нефтегазовых доходов, зато ужесточают бюджетную политику и могут помешать ее сбалансированности.
"Ведомости" пишут ("Пошлина устояла"), что Минфин также вычеркнет из проекта Основных направлений налоговой политики идею о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Такое поручение было дано ведомству по итогам бюджетной комиссии. Маневр был запущен в 2015 году, он предполагает повышение НДПИ и понижение экспортных пошлин до 30% в 2017 году. Однако Минфин предложил вовсе отменить пошлины к 2018 году и ввести отрицательный акциз на нефть. По мнению финансовых чиновников, пошлины выполняют несвойственные им функции по изъятию нефтяной ренты и поддержке НПЗ. Маневр – это серьезная перетряска бюджета, решено повременить, объясняет участник совещаний в правительстве. При этом Минфин все равно планирует дополнительные налоговые поступления из отрасли. Если компании не устраивает маневр, есть запасной вариант – увеличить НДПИ, говорил замминистра Илья Трунин.
Минэкономразвития предлагает смягчить правительственные поправки к законам о закупках госкомпаний (44-ФЗ и 223-ФЗ), пишет "Коммерсантъ" ("Госкомпании добились режимных поблажек"). Прошлый состав Госдумы не успел провести проект через второе чтение из-за мощного противодействия Газпрома", "Роснефти", "Росатома" и других крупных компаний. МЭР готово уступить: например, на пять универсальных электронных площадок переведут не все закупки, а только у субъектов малого и среднего предпринимательства. В их отношении будет действовать закрытый перечень способов закупки. Что касается более крупных заказов, то их можно будет размещать по своему усмотрению, а ценовые пороги для проведения процедур самостоятельно выбирать из перечня, который будет определен законом. Кроме того, заказчикам оставят право устанавливать исчерпывающий перечень оснований для закупок у единственного поставщика. Подведомственные госкорпорациям ФГУПы МЭР согласно не переводить под действие более жесткого 44-ФЗ. Также заказчики смогут отказываться от заключения договоров с победителем закупки. А внутригрупповые сделки будут исключены из-под действия 223-ФЗ. Либерализация проекта предложена по итогам консультаций с бизнесом и с учетом мнения главного правового управления администрации президента.
Минюст разработал законопроект о принудительных работах (ст. 53.1 УК РФ), пишет "Коммерсантъ" ("Осужденным предложили работу в госкомпаниях"). Сама новелла появилась в кодексе еще в 2011 году, но ее введение отложили до 1 января 2017 года из-за отсутствия спеццентров, где могли бы трудиться осужденные. Такие учреждения откроются, в частности, в Тюменской и Тамбовской областях, а также в Ставропольском и Приморском краях, и смогут принять 900 заключенных из числа совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Они будут выполнять предложенную работу с удержанием от 5% до 20% зарплаты. Наказание нельзя применять к несовершеннолетним, инвалидам, беременным и матерям с малолетними детьми, гражданам пенсионного возраста и военнослужащим. В проекте сказано, что заключенных направят также в отдаленные регионы на предприятия "любых организационно-правовых форм, расположенных за пределами исправительных центров", включая объекты госкорпораций с проживанием в общежитиях. Кроме того, поправки разрешают выполнять на таких объектах исправительные и обязательные работы. Перечень объектов и квоту трудовых мест установит правительство. Территория большинства объектов является режимной, куда заключенных не пустят, отмечают в госкомпаниях.
"Ведомости" сообщают, что правительство направило в Госдуму официальный отзыв на законопроект сенатора Елены Мизулиной и бывшего депутата Олега Михеева о запрете беби-боксов. Документ нуждается в "существенной доработке" еще до первого чтения, сказано в отзыве. Источник говорит, что правительство сочло аргументы для запрета недостаточными. А штрафные санкции за организацию беби-боксов избыточными. Авторы предлагали наказывать юрлица на суммы от 1 млн рублей до 5 млн рублей либо приостанавливать их деятельность на срок до 90 дней. Ранее правительственная комиссия по законопроектной деятельности заявила о поддержке проекта с учетом его доработки. Правительство поменяло текст отзыва из-за негативной реакции, которую вызвали публикации о поддержке этих поправок, объясняет собеседник в аппарате Госдумы. Новый глава думского комитета по делам семьи Тамара Плетнева заявила, что проект нужно принимать, но поддержала идею уменьшения штрафов.
"Коммерсантъ" пишет ("Бизнес держится за сертификаты"), что четырнадцать предпринимательских объединений в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову раскритиковали законопроект Минэкономразвития об упрощении признания недействительными сертификатов и деклараций соответствия на продовольствие и оборудование. По задумке МЭР сертификат можно забраковать предписанием контрольного органа о приостановке реализации продукции либо прекратив аккредитацию выдавшей его лаборатории. Также это способна сделать Росаккредитация – после того, как суд удовлетворит иск о принудительном отзыве продукции. Принятие поправок приведет к избыточному давлению на бизнес, предупреждают бизнесмены: например, одинаковая санкция предусмотрена как за серьезные нарушения, так и за технические ошибки вроде ошибок в документации. В письме сказано о необходимости урегулировать саму процедуру, а также механизм обжалования решений контролеров, и ранжировать меры воздействия в зависимости от степени риска.
"Ведомости" рассказывают ("Страховочная сетка"), что ЦБ доработает свои требования к сайтам страховых компаний, через которые те с 1 января 2017 года в обязательном порядке должны продавать электронные полисы. Нынешний вариант требований страховщики сочли трудновыполнимым. Там говорится, что электронные площадки должны работать круглосуточно и иметь резервные системы, длительность перерывов в их работе не может превышать четыре часа в месяц. Участники рынка предлагают, чтобы ЦБ имел онлайн-доступ к информации о работе сайтов, а в случае обрушения одного из них потребитель мог купить полис через портал Российского союза автостраховщиков: тот перенаправит клиента на сайт другой компании по принципу случайной выборки.
В России может быть создан реестр отечественного IT- и телекоммуникационного оборудования, пишут "Ведомости" ("Железный реестр"). Такое предложение содержится в проекте дорожной карты "Обеспечение суверенитета в области информационных технологий и телекоммуникаций". Проект был одобрен подгруппой "Интернет + суверенитет" рабочей группы при администрации президента. Реестр должен позволить производителям оборудования получать господдержку, а покупателям – искать отечественное оборудование. Список будет учитывать несколько степеней локализации. Компании, вошедшие в него, получат преференции при госзакупках. Его использование будет обязательно только для госорганов.
Другое
"Коммерсантъ" пишет, что завершено расследование уголовного дела группировки финансистов и предпринимателей, которые крупными хищениями разорили несколько банков. Организатором преступлений следствие считает бывшего председателя правления Кредитбанка Эдуарда Чилингарова. По версии следствия, вместе с сообщниками в 2011–2014 годах он выдал трем десяткам фирм заведомо невозвратные и ничем не обеспеченные кредиты на 870 млн рублей. Средства выводились в другие фирмы, а после уходили за границу. В октябре 2014 года лицензия у банка была отозвана, и почти все его руководство перебралось в Тайм-банк, собственником которого был Чилингаров. Это финансовое учреждение по аналогичной схеме направило на сомнительные кредиты более 700 млн рублей, после чего тоже лишилось лицензии в июле 2015 года. Чилингаров находится в международном розыске, на скамье подсудимых – директор столичного филиала Кредитбанка Антон Суровцев, начальник кредитного отдела Марина Салугина и трое предпринимателей. Ущерб по делу превышает 1,5 млрд рублей.
РБК пишет, что к 2018 году на рынке останутся не более половины существующих микрофинансовых организаций – около полутора тысяч, об этом говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX. Регулятор выставил новые требования по резервам на возможные потери по займам, а к этой осени все игроки, чтобы попасть в реестр, должны были вступить в одну из саморегулируемых организаций. При этом ЦБ намерен полностью очистить реестр от недобросовестных МФО до конца 2016 года. Сейчас в списке 3125 МФО, 500 из них Банк России не считает добросовестными или жизнеспособными. На первую сотню МФО приходится почти три четверти совокупного портфеля займов, отмечается в исследовании. Еще одной причиной для ухода с рынка может стать разделение его участников на микрофинансовые и микрокредитные организации.
"Коммерсантъ" пишет ("Табак преодолел таможенные фильтры"), что доля нелегальных сигарет в третьем квартале 2016 года составила 2,23% от общего объема российского рынка. Об этом сказано в исследовании Nielsen. 1,78% – это контрабандная продукция, 0,3% – контрафакт. В отдельных регионах на контрабанду и контрафакт приходится 30% продаж. Годом ранее показатели были вдвое меньше. Больше половины контрабандных сигарет поставляется из стран ЕАЭС, где акцизы на табак меньше, чем в России. Потерю бюджета от недополученных налогов и акцизных сборов оценивается в 23,5 млрд рублей.
"Ведомости" пишут, что госкомпания "Автодор" предложила создать единого оператора для сбора платы за проезд по Центральной кольцевой автодороге вокруг Москвы. Новое кольцо должно быть пущено в эксплуатацию в 2019 году. Бесплатным останется только один из его участков, где у водителей нет альтернативного маршрута. Плата будет собираться по интерактивной технологии free flow, но для этого необходимо ввести ответственность за бесплатный проезд – штрафы в 5000 рублей, уверяют в "Автодоре". На автоматизированную систему управления дорожным движением и систему взимания платы потребуется 5,8 млрд рублей. Один из вариантов с единым оператором предполагает государственное частное партнерство по корпоративной модели – проектную компанию, связанную концессионным соглашением с "Автодором", доли в которой будут проданы инвесторам. Эта компания выберет генподрядчика для управления системами.
"Известия" сообщают, что гражданин РФ, инженер Юрий Кирдюшкин был задержан в аэропорту филиппинской Манилы по обвинению в перевозке 8,5 кг кокаина. Россиянин помещен в тюрьму, по местным законам он может быть наказан вплоть до пожизненного заключения. Договора о выдаче между Россией и Филиппинами нет. Сам задержанный заявляет о своей невиновности.