О том, как сейчас рассматриваются уголовные дела и почему разбирательства по ним длятся годами, а также каких перемен стоит ожидать после того, как в столице в полной мере заработает комплексная информационная система судов общей юрисдикции (КИС СОЮ), рассказала в интервью изданию CNews председатель судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда Любовь Ишмуратова.
В первую очередь судья подчеркнула, что процесс рассмотрения уголовных дел, который регламентируется УПК, по сути, нацелен на установление всех значимых обстоятельств определенного дела. Эта процедура идентична и для райсудов, и для Мосгорсуда, отличаются лишь категории рассматриваемых дел, отметила Ишмуратова. Она также добавила, что с начала следующего года, когла планируется ввод КИС СОЮ в промышленную эксплуатацию, в столичных СОЮ будет осуществляться аудио- и видепротоколирование заседаний. Пока УПК этого не предусматривает, однако внедрение таких технических новшеств окажет ощутимую помощь судьям "при установлении истины по делу", убеждена Ишмуратова. О том, что работы по созданию в Москве системы электронного правосудия будут закончены в декабре этого года, еще в июне заявляла председатель МГС Ольга Егорова (см. "Столичные суды запустят электронный сервис в виде личного кабинета").
В Мосгорсуде уже практикуется аудио- и видеозапись заседаний, отмечает Ишмуратова, аналогичная система также задействована в четырех райсудах столицы, а еще 24 судов уже получили всю необходимую для этого технику. К январю следующего года аудио- и видеофиксация должна быть налажена в 234 залах столичных судов. Кроме того, будет производиться оцифровка материалов уголовного дела, однако пока лишь на стадии разбирательства. Данные будут передаваться в единые Центры обработки, откуда судья сможет их запросить для перепроверки доводов, изложенных в жалобе, чтобы не истребовать материалы дела в бумажном виде, подчеркивает Ишмуратова.
Сейчас все материалы по делу – подчас это несколько десятков или сотни томов – приходят в суд в бумажном формате, говорит судья. Формирование дел в электронном формате пока законодательно не предусмотрено, но уже сейчас Мосгорсуд обсуждает такую возможность с рядом ведомств, в частности МВД и СКР, говорит судья. Однако от бумажных дел не удастся избавиться, подчеркивает она, пока не будут внесены соответствующие законодательные поправки. Судебные же решения в рамках КИС СОЮ будут формироваться как в бумажном, так и в электронном виде, рассказала Ишмуратова. Такая практика есть и сейчас – электронные решения публикуются в открытом доступе, а бумажные направляются участникам процесса. С внедрением электронного правосудия адвокату, задействованному в деле, на основании ордера создадут запароленный личный кабинет, где у него будет доступ ко всем материалам дела, пояснила судья. Через этот же кабинет он сможет направить ходатайство до начала разбирательства, подать апелляционную и кассационную жалобу. Ответы также будут направляться ему в электронном виде, но при этом дублироваться в бумажном виде по почте.
Наибольшее число жалоб приходит на волокиту в судах и органах предварительного расследования, отметила Ишмуратова. При этом она выразила надежду на то, что с января следующего года в судах заметно уменьшатся очереди, так как иски и жалобы можно будет подать через портал в электронном формате. "Это должно сократить нагрузку и на работников судов, которые сейчас получают огромное количество почтовой корреспонденции, регистрируют ее, передают в канцелярию и лишь затем направляют судье", – подытожила глава судебной коллегии МГС. Аспекты внедрения внедрения системы "электронного правосудия" представители судейского сообщества поднимали также на научно-практической конференции, прошедшей этим летом в Белгороде (см. "С нашими людьми мы добьемся любых результатов" – итоги конференции по электронному правосудию").