Минэнерго пошло навстречу Минфину и согласилось с его идеей о введении налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли, сообщают "Известия". Спор ведомств длился два года.
Предполагается, что НДД начнет применяться уже с 2018 года. С его помощью ведомство планирует увеличить число разрабатываемых месторождений нефти. Минфин считает, что новый налог "не должен негативно повлиять на формирование доходной части бюджетной системы".
В прошлом месяце в СМИ появилась информация о том, что Минфин намерен продолжать уже начатый налоговый маневр и осуществить переход с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на НДД. При этом министерство рассчитывало полностью убрать пошлины из этой сферы (см. "Минфин предложит масштабную налоговую реформу нефтяной отрасли").
Однако такая инициатива Минфина противоречила заявлению правительства о том, что в ближайшие три года глобальных изменений в налоговой отрасли не будет. По этой причине, в частности, Минэнерго не хотело уступать Минфину и отказывалось принять идею о масштабных изменениях для нефтяников. На прошлой неделе журналистам стало известно, что правительство действительно хочет стабильности для налоговой отрасли, но сначала хочет встряхнуть ее (см. "Правительство обеспечит стабильный налоговый режим для нефтяников после встряски отрасли").
Минэнерго предлагало свой, совершенно иной подход. Оно хотело ввести налог на финансовый результат, который бы полностью освободил нефтяные компании от НДПИ, а налогообложению подлежала бы прибыль от реализации нефти. Идея министерства была довольно рискованной и могла бы привести к выпадению бюджетных доходов.
Эксперты прогнозируют негативные последствия от введения нового налога, в частности, недопоступление налогов. К примеру, главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк уверена, что на первом этапе доходы бюджета сократятся из-за введения НДД. "Можно предположить, что в первое время применения новой схемы доходы бюджета могут несколько снизиться. Но впоследствии – по мере разработки месторождений и увеличения добычи – доходы должны вырасти за счет дополнительного объема добычи сырья", – считает она.