ПРАВО.ru
Новости
31 октября 2016, 17:43

Эксперты оценили настоящее и будущее закона о торговле

Эксперты оценили настоящее и будущее закона о торговле
Фото с сайта www.ati.com.ua

Летом вступили в силу поправки к закону «О торговле», регламентирующие, в частности, совокупный размер выплат, которые ритейлеры могут брать с поставщиков (ретробонусы), теперь они ограничиваются 5%. Эксперты оценили влияние изменений законодательства на бизнес.

Некоторые ритейлеры начали отказываться от Кодекса добросовестных практик (заключен в 2012 году между семью ведущими отраслевыми союзами и ассоциациями участников потребительского рынка прим. ред.), рассказал Андрей Кашеваров, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Кодекс на добровольной основе действовал с 2012 года и был призван регулировать отношения поставщиков и торговых сетей. Отказ от Кодекса прежде всего связывают с вступлением в силу изменений в закон о торговле. «Против закона выступают и сети, и поставщики. Кодекс надо приводить в соответствие с поправками», – отметил Кашеваров.

Наибольшую дискуссию, по его словам, вызвали ретробонусы и скидки. «Обсуждаются изменения подхода к скидкам, которые поставщики могут предоставлять торговым сетям. Мы фактически предложили уйти от этого понятия, поскольку скидка – это то, что только лишь называется скидкой, а в новых условиях она должна стать переговорным процессом о цене поставки», – рассказал Кашеваров.

Он отметил, что сейчас необходимо понимать, как можно считать ретробонусы. «Администрирование этих 5% будет возложено на ФАС. В первый год будет так: если мы приходим во втором квартале, то будем смотреть отчетность первого. Мы будем смотреть объемы поставок и считать все выплаченные бонусы поставщикам по отношению к объему поставленного товара», – рассказал замглавы ведомства.

Глава ФАС Игорь Артемьев в своем интервью ТАСС отметил, что торговые сети могут заменить бонусы, ограниченные 5%, согласно новым поправкам в закон о торговле, скидками в том же объеме. "Ограничивать нужно именно бонусы. И в этом смысле законодатель прав, лучше идти через скидки. По модулю, как говорят математики, это одно и то же – минус или плюс, все равно будет плюс. А вот если брать без модуля, бонус – это плохо, а скидка – это хорошо", – считает Артемьев. 

Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации, в свою очередь отметил, что нельзя было ожидать, что закон "О торговле" мог на что-то повлиять, в частности, на цены. «Сети не поменяли систему выстраивания отношений с поставщиками и пять лет на законном основании ужесточали отношения с ними», – считает Юшин.

По его словам, сложившая сегодня на рынке ситуация – следствие неправильного выстраивания взаимоотношений между сетями и поставщиками. «Прозрачная цена выгодна всем: поставщикам, потребителям. Мы не должны контролировать наценки друг друга. Сегодня наша ассоциация пишет официальные письма с просьбой не ограничивать наценку», – рассказал эксперт.

С тем, что закон и поправки к нему ни на что не влияют, не согласен Антон Рогаческий, вице-президент по правовым вопросам пивоваренной компании «Балтика». Он уверен, что закон в большей степени решает экономические задачи, и, если компании не будут считать его простой формальностью, то он свою эффективность покажет.

Сергей Наумов, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group, отметил, что закон все же был нужен. «То, что сейчас обсуждается, – проблема не в ретро-бонусах, мы рады, что эта бизнес-модель для отрасли закончилась. Сейчас мы переходим к модели регулирования, отчасти похожей на существующую в ВТО. С 1 января мы будем иметь чистую цену с фронт-маржой», – отметил Наумов.

Ранее появилась информация, что закон о торговле может быть отменен. Кроме того, Минэкономразвития в следующем году планирует провести оценку фактического воздействия данного закона (см. "В России могут отменить закон о торговле").