Ст. 317.1 ГК разрешает взыскивать проценты за пользование средствами по денежному обязательству и действует с 1 июня 2015 года. Можно ли ее применить, если договор заключен раньше этой даты, а период начисления – позже? На вопрос ответил Верховный суд.
Сегодня, 21 ноября, экономколлегия Верховного суда решила, что нельзя взыскать проценты за пользование деньгами на основании ст. 317.1 ГК, выступившей в силу 1 июня 2015 года, если договор был заключен раньше этой даты, а период начисления – позже. Вопрос возник в деле «Объединенной энергетической компании», которая задолжала «Оборонэнерго» 12,6 млн. по договору 2013 года. Помимо суммы долга и законной неустойки по ст. 395 ГК, поставщик решил взыскать 597 тыс. руб. «простых» процентов по денежному обязательству по ст. 317.1 ГК начиная со дня действия нормы – 1 июня 2015 года. Три инстанции сочли такой подход верным и полностью удовлетворили требования истца.
Ответчик подал на их решения жалобу в Верховный суд. В ней он продолжал настаивать, что важен не срок начисления процентов за пользование деньгами, а дата заключения соглашения. Раз права и обязанности по нему возникли в 2013 году, то плата по ст. 317.1 ГК не может начисляться ни за какой из периодов, даже позже июня 2015 года, указывала «Объединенная энергетическая компания». По ее мнению, это следует из п. 83 постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». Он гласит, что «ст. 317.1 ГК не применяется к правам и обязанностям из договоров, заключенных до дня ее вступления в силу». На заседании ВС юрист ответчика Ольга Жмыхова повторила эти аргументы, и коллегия под председательством Олега Шилохвоста решила отказать истцу во взыскании процентов за пользование деньгами.