Конституционный суд признал противоречащим Конституции положение Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому срок административного задержания гражданина, находящегося в пьяном виде, исчисляется с момента его вытрезвления. Соответствующее постановление размещено на сайте КС.
Поводом для проверки конституционности ч. 4 ст. 27.5 КоАП послужила жалоба Евгения Сизикова, которого в апреле 2013 года Бабушкинский райсуд Москвы признал виновным по ч. 2 ст. 20.1 этого Кодекса (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти). Поскольку Сизикова доставили в отдел полиции в пьяном виде, срок его административного задержания, согласно оспариваемой норме, начали считать со времени протрезвления. Из-за этого он провел в полицейском участке в общей сложности 59 часов. Это время суд зачел в назначенный дебоширу административный арест сроком 12 суток.
Вместе с тем другая норма КоАП разрешает задерживать правонарушителя не более чем на 48 часов. В связи с этим Сизиков, отбыв назначенное ему наказание, обратился в Бабушкинский суд с иском о признании незаконным его задержания без судебного решения дольше, чем на двое суток, и потребовал компенсировать причиненный ему моральный вред. Однако райсуд отказал ему в удовлетворении этих требований. Решение первой инстанции впоследствии засилили Мосгорсуд и ВС.
Конституционный суд, в свою очередь, принял сторону заявителя. Он напомнил, что надлежащее обеспечение права на свободу и личную неприкосновенность, провозглашенного в ст. 22 Конституции и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подразумевает защиту от задержания, ареста, заключения под стражу или лишения свободы в иных формах без предусмотренных законом оснований и сверх установленных временных пределов. А согласно ч. 3 ст. 27.5 КоАП, правонарушителя, которому грозит административный арест, разрешается задерживать на срок не более чем на 48 часов, подчеркнул КС.
В связи с этим суд счел неконституционной ч. 4 ст. 27.5 КоАП в той мере, в которой она санкционирует ограничение свободы до вынесения судебного решения на срок дольше 48 часов. Федеральному законодателю предписано внести соответствующие правки в действующее правовое регулирование. Кроме того, правоприменительные решения по делу Сизикова подлежат пересмотру, указал КС.
С текстом постановления КС от 17 ноября 2016 года № 25-П по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е. С. Сизикова можно ознакомиться здесь.