Госдума сегодня отклонила в первом чтении поправки в ст. 116 УПК в части повышения эффективности меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на ценные бумаги, следует из сообщения на сайте нижней палаты парламента.
Авторы документа отмечают, что в ст. 116 УПК установлены особенности наложения ареста на ценные бумаги, при этом не предусмотрена возможность ограничения прав владельца ценных бумаг на получение имущества и прибыли, участие в управлении акционерным обществом, а также других прав, закрепленных ценными бумагами, на которые накладывается арест. Перечень мер процессуального принуждения, предусмотренный УПК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в отличие от схожих мер обеспечения иска, предусмотренных АПК и ГПК.
В связи с этим в уголовном судопроизводстве складывается такая ситуация, что суд, накладывая арест на ценные бумаги, не может запретить их владельцу пользоваться правами, которые они дают. В результате недобросовестные владельцы арестованных документов могут получить по ним имущество или прибыль, а также продолжают управление акционерным обществом, выводя из него активы. Такие действия приводят к обесцениванию арестованных ценных бумаг и невозможности исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, сказано в законопроекте.
В правоприменительной практике нередко бывает так, что члены организованных преступных сообществ осуществляют рейдерские захваты акционерных обществ, а следственные органы даже после возбуждения уголовного дела не могут добиться того, чтобы суд запретил им участвовать в управлении захваченных акционерных обществ. Это приводит к тому, что за счет захваченных акционерных обществ финансируется деятельность преступных сообществ. Кроме того, к моменту вынесения судом приговора из акционерных обществ выводятся основные активы и законным владельцам возвращаются ничего не стоящие акции, отмечают авторы документа.
Предоставление суду такого права позволило бы, по мнению авторов документа, в рамках уголовного производства оперативно и эффективно пресекать угрозы, связанные с захватом акционерных обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Однако законопроект сегодня не прошел даже первое чтение, обсуждение причин отказа будет вынесено на "Правительственный час".