Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу правозащитницы из Калуги Татьяны Котляр, которую российские суды признали виновной в организации незаконной миграции из-за того, что она прописывала в своей квартире граждан в рамках госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
Согласно материалам дела № 38825/16, "Независимая газета" в январе 2012 года опубликовала статью, в которой приводились слова Владимира Путина о необходимости ввести уголовную ответственность за несоблюдение правил миграции и регистрации в России. Спустя месяц Котляр, участник сети "Миграция и право" правозащитного центра "Мемориал", опубликовала открытое письмо на имя Путина, в котором, в частности, подчеркнула: "Являясь владельцем своей квартиры, я прописываю там всех, кто в такой регистрации нуждается. Речь идет о "резиновой квартире", которая стала таковой по моей воле, и я зарегистрировала там более 100 человек".
21 декабря 2013 года Уголовный кодекс дополнили новыми статьями 322.2 и 322.3 (фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства). Поправки вступили в силу в январе 2014 года, а в марте на Котляр завели уголовное дело по этим статьям.
В ноябре 2015-го правозащитницу признали виновной в фиктивной регистрации граждан, которую она совершала с января 2013-го по апрель 2014 года, приговорили к штрафу в 150 000 руб. и сразу амнистировали. Котляр настаивала, что ее действия были формой гражданского неповиновения, и ее не должны были привлекать к уголовной ответственности за деяния, совершенные до вступления поправок в силу. Однако в декабре 2015 года Обнинский горсуд Калужской области засилил решение первой инстанции.
Прописанные Котляр граждане, по ее словам, являлись участниками госпрограммы переселения соотечественников. "Они нигде никакой регистрации, кроме фиктивной, оформить не могут. И, следовательно, не могут получить российское гражданство. И это люди, которые приглашаются нашим государством", – поясняла правозащитница в интервью Kaluga24.
Котляр убеждена, что российские власти нарушили ст. 7 (наказание исключительно на основании закона) и ст. 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЕСПЧ, в свою очередь, коммуницировав ее жалобу, адресовал РФ два вопроса: было ли правонарушение совершено тогда, когда вступили в силу поправки, признающие его уголовно наказуемым, а также фиксировалось ли нарушение свободы выражения мнения заявительницы.