Министерство юстиции доработает резонансный законопроект о снятии запрета на изъятие единственного жилья у должников. Не исключено, что его действие сперва коснется злостных алиментщиков.
Замглавы департамента экономического законодательства Минюста Денис Новак в ходе "нулевого чтения" поправок рассказал, что ведомство уже получило порядка 1000 отзывов граждан. "Наряду с эмоциональными есть и вполне разумные предложения, многие из которых мы, конечно же, учтем. Поэтому говорить, что это какая-то окончательная версия, это вовсе не так", – цитирует его "РИА Новости". Он добавил, что пилотный проект может коснуться уклонителей от уплаты алиментов.
Также Новак отметил необходимость учитывать само жилье, на которое предлагается обратить взыскание: в Минюсте считают, что чем роскошнее и дороже оно будет, тем меньше будет процент долга, за который его изымают. Сейчас же суды применяют постановление КС "без всякого закона, без всяких гарантий: просто по минимальному продают долю, уплотняют, подселяют к семье чужого человека", а в силу принятых недавно поправок позиция КС имеет по сути силу закона – и, следовательно, есть риск, что норму будут применять так, как "видят" (см. "Путин подписал закон о новом формате постановлений КС").
Об инициативе Минюста стало известно в начале месяца: ее реализация подразумевает возможность обращения взыскания на единственное жилье должника, если его площадь вдвое превышает установленные нормативы, а другого имущества у гражданина нет. Согласно Жилищному кодексу, норма жилой площади в разных городах России может варьироваться от 14 до 18 кв. м на человека. Пока действует запрет на изъятие у должника единственной пригодной для проживания недвижимости, а исключение касается лишь ипотечного жилья. Однако еще в 2012 году Конституционный суд постановил установить пределы исполнительского иммунитета для недвижимости, нарушающей права кредиторов (см. "Иммунитет на жилье должника ограничат в пользу взыскателей – решение КС"), что и сделали чиновники.
Авторы поправок объясняли, что они коснутся лишь тех должников, чьи жилищные условия "явно превышают" их разумные потребности. Документ не предполагает введения какого-либо "уплотнения" – то есть речь не идет о создании коммуналок или отчуждении доли для "подселения" в нее других лиц. В ФССП законопроект поддерживают. Адвокат и бывший детский омбудсмен Павел Астахов, напротив, назвал его "очень спорным", поскольку он может "сделать бомжами тех, у кого и так нет средств". Юристы, в свою очередь, единодушно надеются на то, что в случае принятия закона будут повышены шансы на исполнение "безнадежных" судебных актов (см. "Юристы и общественники спорят о резонансном законопроекте Минюста").