Банк России в информационном письме рекомендовал банкам разъяснять клиентам смысл дополнительных финансовых продуктов, которые предлагаются при оформлении вкладов. Об этом пишет "Коммерсантъ".
Рекомендации опубликованы для "повышения доверия к финансовому рынку", а также для "предотвращения рисков убытков физлиц, к которым они были не готовы". Речь идет о случаях предложения клиентам посторонних финансовых услуг и инструментов. Некоторые банки практикуют такой подход, когда клиенты обращаются за оформлением вклада или возвратом денежных средств. При этом банки "должным образом" не сообщают им о рисках, а самостоятельно оценить их граждане не в состоянии, указывает ЦБ.
О содержимом банковского продукта регулятор предлагает информировать под подпись на уведомлении. Клиент должен знать, какие риски будет нести, попадает ли инструмент под действие системы страхования вкладов, предоставляет его банк либо организация, связанная с ним агентским соглашением. Сам процесс информирования рекомендуется записывать на видео и аудио.
Разъяснения от ЦБ потребовались в свете участившихся эпизодов введения вкладчиков в заблуждение при пролонгации договоров, самым громким из которых стал сюжет с "Татфондбанком". Почти две тысячи вкладчиков лишились прав на страховые выплаты в результате махинаций со стороны прежнего руководства кредитного учреждения – их лишили статуса, переведя в инвесторы дочерней компании. Аналогичная ситуация сложилась в "ВУЗ-банке" (см. "Татфондбанк" незаконно переоформил вклады на 4 млрд рублей").