Новости
17 марта 2017

НАПКА опубликовала антирейтинг коллекторских агентств

НАПКА опубликовала антирейтинг коллекторских агентств

Неплательщики стали чаще подавать жалобы не незаконные действия коллекторов, следует из статистики Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Так, должники сообщают о психологическом давлении со стороны взыскателей, угрозах применения силы и порчи имущества. В январе этого года такие жалобы составляли 7% от общегo количества, а в феврале их доля выросла почти вдвое – до 13%. Этот показатель выше, чем средний за весь прошлый год (11%), когда закон о защите прав должников при взыскании еще не вступил в силу (см. "Как это работает: новые правила для коллекторов"). "НАПКА выражает обеспокоенность тем, что доля "тяжелых" жалоб – жалоб на незаконные и неэтичные методы взыскания – снова начала расти после 3–4-месячного перерыва, связанного с подготовкой к вступлению в силу нового закона и ожиданиями участниками рынка начала госрегулирования", – отмечает председатель контрольного комитета организации Дмитрий Теплицкий.

В этой связи Совет НАПКА решил каждый месяц публиковать "антирейтинг" компаний, лидирующих по числу hard-жалоб, – и среди членов НАПКА, и среди фирм, не включенных в ассоциацию. Подчеркивается, что большинство таких жалоб касается компаний, которые не являются участниками НАПКА, причем в этом перечне преобладают не коллекторские агентства, а микрофинансовые организации. Лидирует крупнейшая МФО – "Домашние деньги" (пять жалоб), на второй строчке антирейтинга "Кредит 911" и "Росденьги" (по четыре жалобы). Третью строчку делят "Бутик ФО", "Вектор", "Смарт Кредит" (по две жалобы).

Однако и в НАПКА нашлись компании, которые по итогам февраля 2017 года получили довольно много "тяжелых" жалоб. Вперед вырвалась "дочка" "Альфа-банка" – коллекторская фирма "Сентинел": 10 жалоб за февраль. Следом идет "Финколлект" (четыре жалобы) и "Национальная служба взыскания" (три). "Новый закон 230-ФЗ "О защите прав физлиц при взыскании" работает и, конечно, будет способствовать очищению рынка, – считает президент НАПКА Алексей Саватюгин. – Но его правоприменительная практика только начинает складываться. Он предусматривает довольно длительную процедуру проведения госрегулятором проверки по жалобе гражданина, составление протокола, передачу его в суд, который и принимает окончательное решение по наложению на коллекторское агентство штрафа, исключению из реестра и прочее".

Должники также стали жаловаться новому регулятору рынка – Федеральной службе судебных приставов, которая занимается ведением госреестра легальных коллекторских агентств (см. "ФССП включила в госреестр свыше полусотни коллекторских агентств").