Первоочередными реформами для России глава "Сбербанка" Герман Греф назвал судебную и правоохранительную. Он также рассказал, что такое система регулярного менеджмента и как ее применить к госуправлению, какие проблемы наблюдает в государстве и какие видит для них пути решения. Интервью с ним публикует РБК.
На вопросы президент Сбербанка ответил в рамках международного экономического форума, который проходил в Санкт-Петербурге.
О реформах:
Вопрос, который мы (участники одного из мероприятий Сбербанка на экономическом форуме – прим. ред.) обсуждали, – приоритизация: какие именно реформы, в какой последовательности проводить, стоит ли проводить все реформы одновременно. Мы пришли к консенсусу, что приоритетными являются реформы государственного управления, судебной и правоохранительной сферы. Вместе эти два пункта набрали 56% голосов участников, то есть эти две реформы являются приоритетными. Реформа номер один – судебная и правоохранительная, номер два – реформа государственного управления. Много говорилось о том, что сейчас такой век, когда подготовленные программы – это очень важно и нужно, но все будет определять лидерство будущего состава кабинета министров, тех, кто будет руководить правительством и ведомствами. Три ключевых вывода, к которым мы пришли: императив необходимости реформ, приоритет реформ государственной власти и управления правоохранительной, судебной сферы и особое внимание к подготовке лидеров.
На вопрос о растущей роли государства в экономике и других сферах Герман Греф ответил, что это не способствует экономическому росту. В первую очередь, по его мнению и мнению его коллег, следует повышать эффективность власти. "Если государственная система будет ориентирована на результат, то есть в данном случае на экономический рост и на повышение социальной защищенности населения, то это автоматически приведет к тому, что люди в первую очередь ревизируют роль государства и объем его участия в экономике. И я думаю, что одним из первых действий будет снижение этой роли и дебюрократизация".
О реформе госуправления
Если ответить коротко, в бизнесе это называется система регулярного менеджмента – внедрить все элементы регулярного менеджмента, которые включают в себя: 1) ясное целеполагание; 2) ясные инструменты по достижению цели; 3) внедрение HR-цикла (цикла управления персоналом) на государственной службе, чтобы набирались люди по открытым прозрачным процедурам, была конкуренция, была система подготовки, переподготовки, продвижения наиболее талантливых государственных служащих, система их результатов и вознаграждение за достижение результата и ликвидация страха принятия решений; 4) должна быть очень прозрачная система измерений результатов деятельности государственных служащих; 5) должна быть постоянная обратная связь от бизнеса, интересантов, стейкхолдеров, ради которых проводятся все эти реформы и действия. Это те элементы эффективной системы управления, которые должны быть созданы и имплементированы.
Греф сообщил, что первый драфт программы уже подготовлен и будет обсуждаться с администрацией президента и правительством. Программа будет доработана и представлена президенту.
Об онлайн-сервисах
Мы замахнулись не только на собственные сервисы. Мы говорим о том, что будем агрегировать сервисы государственных услуг, сервисы наших клиентов и других поставщиков услуг в онлайн-сферу, будем вовлекать в свои процессы все эти сервисы с тем, чтобы человек получал конечную услугу. Деньги ради денег никому не нужны, деньги нужны ради реализации какой-то другой цели. Мы хотим связать обращение этого человека и получение этой услуги.
О кибербезопасности
Все без исключения наши сервисы находятся на платформе и предоставляются в цифровом виде. В последние шесть лет мы очень много средств инвестируем в создание систем кибербезопасности. Если говорить о России, то я не вижу ни одного банка, который бы имел подобную развитую систему, как у нас. Мы достигли показателя 98% при защите наших клиентов от различных рисков кибермошенничества. Выше этой цифры в мире нет. В прошлом году у нас было 96%, в этом году – 98%. 100% рисков пока закрыть невозможно, но мы будем стараться.
Пока цена этого очень высока. Если говорить о Сбербанке, то для всей конфиденциальной информации мы содержим отдельную сеть. Можно нарушить наши системы внешние, но нельзя проникнуть во внутреннюю систему. Это наше внутреннее облако, частное облако. У нас самый крупный в Европе дата-центр, в декабре этого года мы вводим второй, и всю информацию клиентов мы храним в нашем частном облаке, которое закрыто всеми самыми современными средствами киберзащиты. Но этого недостаточно. Для того чтобы быть по-настоящему защищенным, нужно создавать национальную систему кибербезопасности. Для этого мы сотрудничаем с правительством, с другими крупными компаниями. Только все вместе мы можем преодолеть совокупный интеллект хакеров, которых на сегодняшний день насчитывается десятки миллионов по всему миру. В рамках реализации этой концепции мы начали сотрудничество с правоохранительными органами и правительством.
Кибербезопасность последнее время стала очень важной темой, поскольку технологии развиваюся высокими темпами, и отследить, кто пользуется ими и для каких целей, становится очень трудно. Особенно важно это для банков, они имеют дело с финансами, похищения которых через интернет тоже только учащаются. Вопросами сохранения личных данных недавно задался Роскомнадзор, предложив регулировать это на государственном уровне (см. "Роскомнадзор выступает за решение вопроса о хранении личных данных в интернете"). Особенно широкую огласку в этом году получило дело "Шалтая-Болтая" – группы хакеров, взламывавших чужие банковские и другие аккаунты и продававших информацию. Подробнее об этом читайте в материале "Право.ru" "Шалтай не Болтай: что грозит киберпреступникам".