ПРАВО.ru
Новости
2 августа 2017, 12:47

Перестрелка в Мособлсуде стала возможной из-за ошибки конвоя

Перестрелка в Мособлсуде стала возможной из-за ошибки конвоя

Согласно приказу МВД, каждого из подсудимых должны были сопровождать по двое конвойных, а вдвоем везти в лифте пятерых членов банды было "грубой ошибкой", пишет РБК.

По официальной версии Мособлсуда, нападение на конвоиров произошло 1 августа, приблизительно в 13:00, после окончания очередного заседания по делу так называемой "банды GTA", члены которой обвиняются в убийстве 17 водителей в 2012–2014 годах. Сотрудники конвойной роты МВД Елизавета Лукьянова и Михаил Фартушьян погрузили пятерых подсудимых в лифт, чтобы препроводить с четвертого этажа в подвальный, где находятся конвойные помещения. Члены банды напали на конвой, отобрали табельное оружие и взяли в заложники, выведя в зал заседаний на третьем этаже. Сотрудникам ОМОНа Росгвардии и полиции удалось ликвидировать троих нападавших Абдумукима Мамадчонова, Мирзомавлона Мирзошарипова и Холика Субханова (родного брата убитого при задержании в 2014 году главаря банды Ибайдулло Субханова) и обезвредить еще двоих, Фазлитдина Хасанова и Зафарджона Гулямова (см. "В Мособлсуде произошла перестрелка: трое нападавших из банды GTA убиты").

СКР сообщил о возбуждении уголовного дела по ст. 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), п. «б» ч. 4 ст. 226 УК (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 313 УК (покушение на побег из-под ареста или из-под стражи). Прокурор Московской области Алексей Захаров взял его под особый контроль и поручил провести проверку на "соблюдение действующего законодательства при конвоировании подсудимых". О том, что "по факту случившегося руководством ГУ МВД России по Московской области назначено проведение служебной проверки", сообщила и начальник пресс-службы ГУ МВД по Московской области Татьяна Петрова.

РБК, ссылаясь на нормы приказа МВД № 140 от 7 марта 2006 года, пишет о том, что конвоирование осуществлялось с нарушениями. "Для охраны одного подозреваемого или обвиняемого, в том числе в зале судебного заседания, выделяется не менее двух конвоиров, один из которых назначается старшим конвоя", – цитирует издание документ с грифом "для служебного пользования". Кроме этого, в нем говорится, что если слушается резонансное дело, конвой должен быть усилен, в том числе, например, за счет присутствия сотрудников полиции в штатском среди слушателей процесса. В таких случаях план охраны здания суда должен заранее утверждаться у начальника МВД региона. Конвоировать подозреваемых и обвиняемых необходимо по одному и в наручниках, под охраной начальника конвоя.

Об ошибке конвоя говорят и эксперты. Так, Михаил Пашкин, глава профсоюза работников полиции Москвы, подтвердил, что в машине, доставляющей подсудимых на заседание, должно быть как минимум четверо сотрудников конвоя. Водителю необходимо все время оставаться на месте, еще одному конвойному – у двери, а двоим – по одному выводить обвиняемых и сопровождать в суд, причем не на лифте, а по лестнице. При нехватке людей можно обратиться за помощью к ОМОНу или приставам. По мнению Пашкина, случившееся в Мособлсуде – результат "грубой ошибки конвоя и, естественно, руководства, которое его не проинструктировало". Адвокат и полковник милиции в отставке Евгений Черноусов отметил "провал оперативной работы", которую должны были проводить с подсудимыми сотрудники ФСИН. Из-за этого они недооценили опасность группировки, которая "по сути являлась террористической".

Адвокат Шамсуддин Цакаев, защищавший Заура Дадаева, признанного виновным в убийстве Бориса Немцова, назвал случившееся "нонсенсом". "В нашем случае, как все видели, охрана при конвоировании была усиленная и со стороны подразделения по конвоированию, и со стороны судебных приставов. Хотя наши подзащитные вели себя абсолютно адекватно. Перед тем, как вывести их из машины, весь путь их следования зачищался от других людей. Находиться одновременно в одном помещении, кроме судебного бокса, они не могли", – напомнил он. Его коллега Дмитрий Аграновский вспомнил, что и во время "невинных" процессов, когда судили нацболов или участников "болотного дела", которых можно было назвать "безвредными", количество конвоиров всегда превышало число подсудимых, но не наоборот.

Следствие намерено дать "правовую оценку действиям сотрудников правоохранительных органов и иных структур, которые организовывали конвоирование подсудимых, осуществляли охрану здания суда и отвечали за обеспечение безопасности в целом.Также следователи проверят, насколько точно и правильно соблюдались инструкции по конвоированию арестованных", говорится в сообщении СКР.  Евгений Ступин, экс-заместитель руководителя службы приставов по Московской области, предполагает, что ответственных за распределение конвоиров могут наказать за халатность (ст. 293 УК). Руководству МВД какие-то санкции могут грозить, только если руководство страны намерено "устроить в ведомстве какие-то перемены", считает политолог Алексей Макаркин.