ПРАВО.ru
Новости
21 ноября 2017, 14:17

Пленум ВС обсудил нюансы "тайного" найма на работу бывших госслужащих

Пленум ВС обсудил нюансы "тайного" найма на работу бывших госслужащих
Фото Право.Ru

В Верховном суде состоялось обсуждение постановления Пленума, которое затрагивает некоторые вопросы привлечения работодателей к административной ответственности за найм бывших госслужащих с нарушением установленного законом порядка. 

Проект постановления Пленума разъясняет правоприменительный порядок ст. 19.29 КоАП, которая предусматривает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего или действующего госслужащего. Эта статья устанавливает обязанность для работодателя сообщать в десятидневный срок о заключении трудового договора работодателю бывшего госслужащего в течение двух лет после его увольнения с госслужбы.

Заседание Пленума началось с выступления Сергея Никифорова, судьи Верховного суда. Он отметил, что данная статья является одним из элементов комплексного противодействия коррупции. Необходимость подготовки постановления, разъясняющего порядок применения данной статьи, обусловлена ее сложностью для судов. "Ее положения являются отсылочными к закону о противодействии коррупции", – пояснил он. 

Проект постановления, в числе прочего, разъясняет, кто может быть субъектом правонарушения по данной статье: это должностные, юридические и физические лица. К гражданам при этом относятся, например, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой.

Кроме того, обращается внимание судей на то, что обязанность несут все организации вне зависимости от организационно-правовой формы. При обсуждении предлагалось не распространять ответственность на казенные учреждения, но от такого подхода рабочая группа отказалась. 

Особое внимание уделяется наказанию за правонарушение, предусмотренное этой статьей. Оно должно быть строго индивидуализировано, поэтому в отдельных случаях возможно снижение суммы штрафа ниже установленной законом. Кроме того, в случае незначительного нарушения в форме и содержании уведомления о найме бывшего госслужащего, которое не привело к нарушению целей закона о противодействии коррупции, данное правонарушение может быть признано малозначительным.

В случаях, когда работодатель в обход ограничений не заключает трудовой договор с фактически работающим бывшим госслужащим, он должен привлекаться к административной ответственности в соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП о нарушении трудового законодательства. 

Назначение виновному лицу административного наказания по данной статье не освобождает его от исполнения требований закона о противодействии коррупции. Суды, согласно проекту постановления, имеют право внести представление о принятии соответствующих мер. 

Поскольку объективной стороной правонарушения является нарушение российского законодательства о противодействии коррупции, срок давности привлечения к административной ответственности по обсуждаемой статье составляет 6 лет. 

"Актуальный, важный проект постановления, способствующий единообразию практики рассмотрения подобных дел", – поддержала проект постановления Татьяна Минтиненко, судья Московского областного суда. С ней согласился и замгенпрокурора Леонид Коржинек. Он отметил, что принятие обсуждаемого проекта "крайне востребовано" и будет способствовать в конечном итоге эффективной борьбе с коррупцией. "Мы полностью поддерживаем проект постановления Пленума, возражений или дополнений не имеется", – добавил он.

С необходимостью принятия проекта согласился и Сергей Зубарев, завкафедры административного права и процесса МГЮА. Он отметил, что данное противоправное деяние продолжает быть одной из главных проблем в борьбе с коррупцией.