Дисциплинарная коллегия Верховного суда изучила дело экс-судьи Тамары Рузметовой из Георгиевского городского суда Ставрополья. В октябре 2017 года ККС Ставропольского края досрочно лишила судью полномочий за процессуальные нарушения, большая часть из которых - неизвещение сторон о судебном заседании. К судье были и другие претензии, но она настаивала, что главная проблема - конфликт с руководством суда.
Рузметова была назначена на должность судьи Георгиевского городского суда в 2014 году. На момент назначения имела значительный стаж работы юристом - начинала она как следователь, а потом более 30 лет отработала в коллегии адвокатов Кисловодска. В апреле 2017 года Ставропольская ККС вынесла ей предупреждение о неполном служебном соответствии, а в октябре 2017 года досрочно лишила судью полномочий с лишением 7ого квалификационного класса судьи, хотя она просила уволить ее по собственному желанию.
Причиной послужили процессуальные нарушения при рассмотрении споров, допущенные Рузметовой. Для проверки были изъяты дела, при рассмотрении которых Рузметова не извещала стороны о заседании. Кроме того, ей в вину ККС Ставропольского края вменяло то, что она с опозданием представила декларацию о доходах. Последнее нарушение Рузметова объяснила тем, что отдать документы было просто некому: ответственные за принятие документов были в отпуске, и фактически декларации были поданы не до 30 апреля, как предписано, а после майских праздников. В таком же положении оказались и другие коллеги, сказала она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Обвинения о неизвещении сторон в ходе процесса в ВС Рузметова по сути не отрицала. Она объяснила нарушения тяжелыми условиями работы в суде. По словам Рузметовой, когда она пришла работать в Георгиевский горсуд, коллеги первое время демонстративно ее игнорировали, работать же первое время приходилось без секретаря, писала протоколы она самостоятельно, а квалификация помощника, по словам Рузметовой, оставляла желать лучшего - им был Игорь Макаров, уже известный по другому дисциплинарному спору - нашумевшему делу судьи Алины Алинкиной, лишенной полномочий после драки. "Когда я попросила забрать помощника-вредителя, помощника не давали целый год. Я сама писала извещения, делала описи в делах. Потом после 18 ч запретили судьям быть на рабочем месте. Работников просто уничтожают,", - негодовала Рузметова. Она рассказала, что приносила в суд для работы свою аппаратуру - принтер и факс, а судьи Георгиевского горсуда скидывались по 1000 руб. на отправку корреспонденции. "В таких условиях я не могла полностью контролировать процесс", - призналась Рузметова.
Неприятности судьи связаны с рядом дел, по большей части из которых нарушение одно и то же - неизвещение сторон, участвующих в деле, о судебном заседании. Изначально, в апреле 2017 года, ККС Ставропольского края вынесла ей предупреждение по подобным нарушениям, но после очередной проверки ряда дел по жалобе участника одной из сторон спора, рассмотренного Рузметовой (проверка была проведена по представлению Олега Козлова, ВРИО заместителя председателя Ставропольского краевого суда), были выявлены другие аналогичные нарушения. В ходе заседания в ВС Рузметова объяснила, что пыталась бороться с теми, кто намеренно не получал повестки в суд.
- Если люди не идут на почту, я писала запросы полиции, и участковый выяснял, живет ли по месту регистрации человек, потом участковый писал рапорт о том, что человек проживает по месту регистрации, а в суд не идет, уклоняется, тогда и выносились заочные решения, - сказала бывшая судья.
- Но это не отменяет требований об извещении сторон, - заметил председательствующий судья Сергей Рудаков.
Не отправленные сторонам решения она объяснила высокой нагрузкой на судей - она отдавала бумаги секретарю, а контролировать еще и секретаря при крайне высокой нагрузке возможности не было, говорила Рузметова.
В одном из четырех дел, в которых в ходе последней проверки в отношении Рузметовой были выявлены нарушения, речь шла о том, что судья не направила одной из сторон по делу копию судебного акта, и датировала вынесенное определение задним числом. Выводы региональная ККС основывала на объяснениях, данных секретарем и помощником Рузметовой. С версией самой судьи это расходилось: по ее словам, она рассмотрела дело и вынесла определение в назначенный день. Впрочем, неотправку копии судебного акта она не отрицала: по ее словам, она отдала документ секретарю, а был он отправлен или нет - не отследила. Стороны же к ней лично за копией не обращались, сразу пожаловавшись в ККС. Позиции секретаря Рузметова удивилась и обратила внимание, что после написания объяснительной секретарь, о квалификации которой Рузметова была невысокого мнения, получила продвижение. Также бывшая судья рассказала коллегии ВС о конфликте с новым председателем Георгиевского горсуда - Еленой Росиной. "Росина мне сказала: или пишешь заявление, или будет дело," - поделилась Рузметова, объяснив свои дальнейшие неприятности давлением со стороны председателя.
Сама Елена Росина, допрошенная судом в качестве свидетеля, в свою очередь, настаивала, что проверку в отношении ее бывшей подчиненной провели из-за многочисленных жалоб на работу судьи. Она, по словам председателя, не вписалась в коллектив и стремилась только к достижению личных статистических показателей. Права же сторон, участвующих в делах, оказывались нарушенными, после предупреждения ситуация не поменялась, утверждала Росина. На том же настаивал и Алексей Шкода, зампред ККС Ставропольского края, принявший участие в заседании. Нарушения доказаны, и следует оставить в силе решение ККС, убеждал он судей Верховного суда.
Позиция Рузметовой же сводилась к тому, что хотя нарушения были, но умысла не было. В заседании она настаивала на несоразмерности наказания допущенным нарушениям и просила отменить решение региональной ККС.
Судьи ВС, председательствующий по делу судья Сергей Рудаков, судьи Александр Воронов и Алла Назарова, удовлетворить жалобу Татьяны Рузметовой отказались. Решение Ставропольской ККС о лишении судьи мантии осталось в силе.