Суд пострадавшей клиентки агрегатора такси с "Яндексом" - прецедент в России, потому что пассажиры такси в нашей стране фактически оказываются ничем не защищены. В отличие, например, от ситуации в США, где все клиенты такого агрегатора, как "Убер" страхуются на $1 млн.
Летом 2016 года Елена Гращенкова вызвала "Яндекс.Такси" и во время поездки попала в аварию. Она получила сотрясение мозга и травму ключицы, а также много ушибов. Бывшему в тот момент за рулем водителю суд назначил 1,5 года ограничения свободы. Сейчас в деле о возмещении ущерба он проходит третьим лицом.
Пострадавшая уже получила 75 200 руб. по ОСАГО, однако она решила судиться с "Яндексом" и получить достойную компенсацию - 600 000 руб. расходов на лечение, 59,3 млн руб. за моральный ущерб, еще 6 млн руб. утраченного заработка в размер и расходы на юриста в сумме 400 000 руб.
После того, как подала иск, Гращенкова узнала, что ответчиком она должна была назвать "Такси Тайм", а не "Яндекс". Дело в том, что сервис "Яндекс.Такси" - это агрегатор, который по сути является диспетчерской, продающей пассажирам услуги различных перевозчиков от своего имени.
"Я как потребитель всегда видела перед собой только "Яндекс.Такси". Я смотрела их рекламу, поверила их обещаниям о комфортных, безопасных поездках на такси. Я платила их представителю в автомобилях, которые приезжали под опознавательным знаком "Яндекс.Такси". То есть о том, что в моей жизни присутствовал какой-то "Такси Тайм", я понятия не имела. Но, как оказалось по материалам дела, в этой схеме перевозки было несколько юридических лиц и несколько физлиц", - Елена Гращенкова, истец
"Такси Тайм" в итоге стал в этом деле третьим лицом, но пока не предоставил суду пояснений. Заседание по делу Гращенковой должно было состояться 21 февраля, но в итоге суд рассмотрит иск только через месяц: заседание перенесли.
Сейчас все, на что может по закону рассчитывать пассажир такси, это компенсация по ОСАГО, которую пострадавшая уже получила. При этом есть закон, страхующий пассажиров автобуса, а пассажиров такси - нет.
Законодатели уже обратили внимание на эту несправедливость, сейчас в Госдуме на рассмотрении есть законопроект об обязательном страховании жизни и здоровья клиентов такси. Осенью в Госдуму его внес представитель ЛДПР Сергей Жигарев. "Агрегатор, через который вызывается такси, не несет никакой ответственности, таксопарки отказываются брать на себя ответственность за происшествие. Отсутствуют четкие критерии и правовой механизм ответственности между агрегатором и таксопарком (водителем). Пассажир такси беззащитен, а правовой механизм его защиты также отсутствует", – сказал автор законопроекта (см. "Госдуме предложили ввести обязательное страхование пассажиров такси").
Зампред комитета Думы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков рассказал "Бизнес ФМ", что сам написал поправки в закон, вводящие само понятие "агрегатор". "Пассажир должен быть застрахован на серьезную сумму. Нам необходимо провести работу с игроками рынка, с бизнесом, чтобы выработать такую схему страхования (естественно, это должно быть добровольно), в котором будут участвовать все игроки рынка", - считает Лысаков.