Как ранее сообщалось, Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Законопроект в Госдуме представил официальный представитель правительства РФ – заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов.
Расширенные тезисы выступления С. Наумова и его ответы по законопроекту на вопросы депутатов предоставили в пресс-службе Минпромторга.
С. Наумов: Законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разрабатывался несколькими ведомствами, в том числе Минпромторгом России, и я бы обратил внимание на следующие ключевые цели законопроекта:
- обеспечение единства экономического пространства на всей территории страны, что обеспечивается установлением единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
- определяются особенности отношений торговли и производителей продовольственных товаров: в законопроекте описаны такие отношения, которые связаны с установлением перечня недопустимых в сфере товарооборота действий, в том числе недобросовестных практик; определяются сроков оплаты продовольственных товаров и структура договора поставки; а сам договор поставки отделен от договора оказания услуг.
Для того чтобы понять, что из себя сегодня представляет торговля, надо посмотреть на данные, которые говорят не только о вкладе торговли во внутренний валовой продукт (ВВП), он сегодня является, пожалуй, самым заметным среди всех видов экономической деятельности, так как оптовая и розничная торговля являются достаточно популярным видом деятельности в разных хозяйствующих субъектах. Сегодня благодаря этому налоговые поступления от торговой деятельности в бюджет Российской Федерации за первое полугодие 2009 года составили более 316 млрд. рублей. При этом, структура розничной торговли характеризуется большой долей как индивидуального предпринимательства, так и малых и средних предприятий.
Территориальное распределение розничной торговли по федеральным округам и субъектам Российской Федерации во много связано с крупными индустриальными центрами. В основном, в последние годы розничная торговля активно развивалась в Центральном федеральном округе и крупных городах Северо-Западного и Уральского регионов. На карте видно, что далеко не везде розничный оборот составляет величины, существующие экономике того или иного субъекта Федерации.
Мировой кризис оказал воздействие на состояние торговой отрасли. Мы наблюдаем в течение последнего времени снижение темпов роста розничного товарооборота. Это напрямую коррелирует со снижением покупательской и потребительской способностью. При этом обращаем внимание, что изменяется структура потребления, все большую роль играет потребление продовольственных товаров, и есть меньше возможностей, в том числе у самой торговли, организовать продажу непродовольственных товаров.
В этой ситуации особенно важным становится контроль за ценами на значимые для населения продукты в наиболее популярных сетях страны. Министерством промышленности и торговли такой мониторинг ведется ежемесячно. И цены на наиболее популярные продукты не превышают средние цены по Российской Федерации, исходя из данных Росстата, а в ряде регионов находятся на более низком уровне.
Как результат происходящих изменений, мы видим изменение покупательских предпочтений, в меньшей степени эти изменения затрагивают торговлю на рынках и ярмарках. Это и понятно, поскольку мы с вами приняли поправки в действующий Федеральный закон № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", создающий условия для сохранения и развития этого вида деятельности. Поменялась тенденция в сегменте организованной торговли: в 2008 году темпы роста были порядка 20%, а в 2009 году эти показатели являются уже отрицательными и, собственно говоря, и формируют такой отрицательный тренд, как снижение объемов розничного оборота.
При этом сохраняется проблема, которая генерирует многие конфликты в этой сфере, а именно — дефицит торговых площадей. Мы по-прежнему находимся на очень низком уровне обеспеченности торговыми площадями, уступая не только развитым странам Европейского Союза, но и, например, Турции.
Предлагаемый законопроект описывает взаимоотношения, которые возникают в ходе взаимодействия организаций осуществляющих торговлю с потребителями и с поставщиками. В настоящее время более 600 нормативных правовых актов описывают эти отношения. При этом ключевым является регулирование в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации с точки зрения повседневной практики, Кодекса об административных правонарушениях.
Настоящий законопроект не регулирует отношения:
- между организациями торговли и потребителями во избежание конкуренции с действующим Федеральным законом "О защите прав потребителей", принятыми действующими постановлениями Правительства Российской Федерации;
- по поводу организации деятельности предприятий общественного питания и бытового обслуживания, в связи с тем, что это — зона повышенного риска и регулироваться она должна самостоятельно;
- по поводу обеспечения внутреннего убранства и внешнего вида торговых объектов, так было принято решение, в процессе подготовки законопроекта, об избыточности этого вмешательства;
- между администрацией и торговым персоналом, которые регулируются Трудовым кодексом и законом о труде.
Таким образом, в центре предлагаемого законопроекта находятся, с одной стороны, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. С другой стороны, существенным результатом взаимодействия с депутатским корпусом на стадии "нулевого" чтения стало установление норм, которые описывают ход исполнения заключения договора на поставки продовольственных товаров, особенности этого заключения и единый подход к заключению подобного рода договоров.
Среди других стратегических задач законопроекта я бы отметил поддержку малого предпринимательства. Речь идет об установлении единого порядка размещения нестационарных торговых объектов и гарантий по выделению не менее 50% мест под размещение нестационарных торговых объектов для субъектов малого и среднего предпринимательства, и обязательное включение в региональные и муниципальные программы развития торговли мер по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.
Содействию развития современной товарной инфраструктуры будут способствовать статьи, которые гарантируют разнообразие форм и форматов торговой деятельности, с использованием разных торговых объектов и оборудования. Будет определен порядок организации ярмарок выходного дня и торговых выставок. Предполагается поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих закупки и торговлю на селе. И важным будет установление норм обеспеченности территорий соответствующими торговыми площадями.
Безусловно, важно выдержать баланс интересов всех сторон. Этому будет способствовать антимонопольное регулирование. И соответствующие 15, 16 и 17 статьи законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации":
- описывают недопустимые действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
- ограничивают действия по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов;
- описывают недопустимые действия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Предполагается, что контролировать соблюдение этих требований будет Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, представители которой также приняли участие в подготовке финальной версии законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Ответы на вопросы депутатов Государственной Думы Российской Федерации:
Вопрос В. Таранина, фракция "Единая Россия": Почему в законопроект не включены такие положения, как государственное регулирование торговых наценок? В подготовленном нами ранее законопроекте, многие положение из которого были вами взяты, у нас более четко было сформулировано право перехода собственности на товар. Товар при поступлении в магазин может испортиться, либо его могут украсть, а ответственность возлагается на поставщика.
Ответ С. Наумова: Данный вопрос обсуждался в рамках той рабочей группы, которую сегодня несколько раз вспоминали. Было принято более действенное решение о регулировании сроков оплаты поставленного товара. Это две взаимосвязанные экономические величины – торговая наценка и сроки оплаты товара. Мы жестко регулируем сроки по скоропортящимся товарам и товарам, имеющим социальное и экономическое значение. И поэтому мы считаем, что хозяйствующие субъекты будут руководствоваться в первую очередь данной нормой предлагаемого законопроекта.
Что касается вашего второго вопроса о переходе права собственности, то, безусловно, если речь идет о договорных отношениях, которые предусматривают, что эти риски должен нести непосредственно продавец, то по договору поставки право собственности уже переходит непосредственно на продавца. И эти риски уже не несет тот, кто поставил данный товар.
Вопрос С. Горячевой, фракция "Справедливая Россия": Почему в законопроекте не прописаны нормы защиты прав покупателей в вопросах качества, цены и других услуг? Планируете ли вы во втором чтении корректировать нормы торговых надбавок?
Ответ С. Наумова: Регулирование защиты прав потребителей осуществляется действующим законодательством — есть соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Есть полномочия соответствующей федеральной службы. И все вопросы потребителей, которые касаются отношений в торговле, можно регулировать этим законодательством.
То, что касается торговых наценок, то ассортимент современного торгового учреждения насчитывает тысячи позиций, и он состоит не только из продукции, произведенной нашими уважаемыми отечественными производителями, но и очень большая, по-прежнему, доля импорта. Вряд ли целесообразно для всех применять одинаковые условия. Мы создали более благоприятный климат для установления взаимоотношений представителей торговли и отечественных сельхозпроизводителей. Этого на данном этапе более чем достаточно.
Вопрос Н. Рябова, фракция КПРФ: Почему вы не вписали в закон хотя бы максимум торговой надбавки?
Ответ С. Наумова: Речь идет о том, что наценка, которую добавляет магазин к установленной производителями цене, необходима сетям не только для осуществления своей деятельности и получения прибыли, что является нормальным для любого бизнеса. Но и это – источник для выплаты заработной платы, для создания новых рабочих мест, для выплаты налогов и целого ряда других платежей. Поэтому мы считаем, что в каждом конкретном случае необходимо добиваться снижения издержек нашей торговли, повышения ее экономической эффективности. И самое главное, что касается развития конкуренции и, соответственно, интересов потребителей — чем больше у нас будет конкурирующих между собой торговых организаций разного типа, чем больше будет возможности у разных слоев населения удовлетворять свои потребности, тем ниже будут цены, тем меньше будут, соответственно, издержки и надбавки.
Вопрос А. Локотя, фракция КПРФ: В какой степени все-таки государство собирается оказывать влияние на ценообразование? Статья 8 пункт 7 говорит об особых законах, регулирующих ценообразование на отдельные виды товаров. Что это за товары? И в какие сроки будут приняты эти соответствующие законодательные акты?
Ответ С. Наумова: Речь идет о товарах, которые отнесены к категории товаров, на которые распространяется льготное налогообложение с оплаты налога на добавленную стоимость. Этот перечень есть в налоговом законодательстве. Государство, как законодатель, уже установило приоритет для этой группы товаров. И розничная торговля, устанавливая свои наценки, ориентируется на то, что этот товар можно продать быстрее, можно продать дешевле и, тем самым, не допустить снижение розничного товарооборота, который является главной характеристикой оценки эффективности любой торговой организации, будь то нестационарный торговый объект или большой гипермаркет. Поэтому, в первую очередь, государство будут обеспечивать расширение ассортимента товаров, продаваемых не только в существующих товарных сетях, но и на тех площадках, которые удобны для потребителей, в том числе, на ярмарках выходного дня. Там цену будет устанавливать уже сам продавец и сам покупатель, без каких-либо посредников.
Вопрос Г. Кулика, фракция "Единая Россия": Принимая закон, Правительство Российской Федерации получает ли право регулировать цены на отдельные группы товаров, вмешиваться в установление наценок?
Ответ С. Наумова: Сегодня Правительство Российской Федерации имеет инструменты внесения изменений в соответствующие постановления, где перечисляются товары, наценка на которые регулируется (в том числе, детское питание, лекарство). Если потребуется необходимость внести уточнения относительно видов продовольственных товаров, которые уже сегодня в законодательстве перечислены и попадают под льготную категорию сроков оплаты поставки, то такая инициатива, безусловно, тоже будет рассмотрена, и продуман механизм ее реализации.
Вопрос В. Лекаревой, фракция "Единая Россия": В рамках новой идеологии Правительства в части организации торговой деятельности на потребительском рынке предусматривает ли Правительство РФ борьбу с монополизацией рынка? Не рассматривается ли возможность сделать для малых городов порог доминирования торговых сетей 5-10%?
Ответ С. Наумова: Нет, не собираемся. Возможно, что ФАС России, которая в августе уже высказывала свою позицию, внесет какие-то поправки между первым и вторым чтением.