ПРАВО.ru
Новости
3 ноября 2009, 16:58

Лукин: применение смертной казни правовых оснований не имеет

Лукин: применение смертной казни правовых оснований не имеет
Лукин: Смертная казнь правовых основ не имеет фото ИТАР-ТАСС

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выступил с заявлением по поводу возможного применения смертной казни.

Он обратил внимание, что "вступая в члены Совета Европы, Российская Федерация признала обязательность для себя Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицировав ее Федеральным законом от 30.03.98 № 54-ФЗ.

Присоединяясь к названному международному договору, Российская Федерация 16.04.97 подписала также Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни), который в соответствии с положениями статей 2, 6 и 15 Федерального закона от 15.06.95 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" внесен 06.08.99 Президентом Российской Федерации на ратификацию.

Таким образом, согласно статье 18 Венской конвенции о праве международных договоров, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.04.86 № 4407-Х1, Российская Федерация, как государство, подписавшее международный договор под условием его ратификации, обязана до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать его участником, воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Закрепленный в названном международном договоре принцип добросовестности государств при выполнении международных обязательств не допускает возможности применения в Российской Федерации смертной казни, как действия, лишающего объект и цель упомянутого Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни), до того, как будет принято решение об отказе в присоединении к нему".

В связи с этим В. Лукин полагает, что "поскольку в соответствии с требованиями части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и обладают приоритетом перед федеральными законами, каким является Уголовный кодекс Российской Федерации, то органы правосудия для применения его положений о возможности назначения наказания в виде смертной казни правовых оснований не имеют".

Напомним, что вопрос о том, может ли в России с 1 января 2010 года назначаться в качестве наказания смертная казнь, в силу неотложности и чрезвычайной значимости будет рассмотрен в публичном пленарном заседании Конституционного Суда РФ 9 ноября 2009 года. Судьей-докладчиком по делу назначен судья Конституционного Суда Юрий Данилов, готовивший к рассмотрению материалы, послужившие основой Постановления КС РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П. Представителем Верховного Суда РФ при рассмотрении ходатайства в Конституционном суде РФ выступит судья Верховного Суда РФ Владимир Давыдов.

В пункте 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" указано, что до введения в действие возможности рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может. При этом в силу федерального законодательства на территории Чеченской Республики (единственного региона Российской Федерации, где в настоящее время институт присяжных заседателей не функционирует) суд присяжных вводится в действие с 1 января 2010 года. То есть формальные препятствия для назначения смертной казни отпадают.

В то же время, Российская Федерация подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Данный Протокол до настоящего времени Российской Федерацией не ратифицирован, однако от участия в нем она не отказалась. Кроме того, с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П, т.е. уже более 10 лет, на территории Российской Федерации смертная казнь не назначается и в исполнение не приводится. В соответствии с частью 2 статьи 20 Конституции России смертная казнь применяется впредь до ее отмены, то есть указывается на ее временный характер. Это породило у юристов неоднозначное мнение о возможности назначения после 1 января 2010 года смертной казни. И у судов общей юрисдикции Российской Федерации могут возникнуть сомнения относительно того, возможно ли после введения судов с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации назначение наказания в виде смертной казни. На устранение этой неопределенности направлено ходатайство Верховного Суда.