Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ, предусматривающие снижение размера государственной пошлины за государственную регистрацию сервитутов в общественных интересах.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — законопроект) был внесен в Государственную Думу РФ Государственным Советом Удмуртской Республики.
Как отмечается в проекте отзыва правительств РФ, "пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающие снижение размера государственной пошлины за государственную регистрацию сервитутов в общественных интересах (публичный сервитут), устанавливаемого в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации органами государственной власти или органами местного самоуправления, с 2000 рублей до 100 рублей, а также установить государственную пошлину за государственную регистрацию соглашения об изменении или расторжении соглашения о сервитуте, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственная пошлина не уплачивается.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода и проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Единый государственный реестр прав) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Согласно пункту 1 статьи 113 и пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат, в частности, сервитуты.
Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона сервитут вступает в силу после его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, соглашения об изменении или расторжении соглашения о сервитуте не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Соглашения о сервитуте являются лишь одним из оснований для государственной регистрации сервитута.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 119731-5 "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее — законопроект № 119731-5), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Указанным законопроектом, в частности, предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, в том числе за государственную регистрацию публичного сервитута, совершаемого в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Кроме того, поправками к законопроекту № 119731-5, направленными 13 октября 2009 г. № 4825п-П16 Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в частности, предусмотрено, что за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, государственная пошлина не уплачивается.
По законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера, в частности, в статье 1 проекта указаны не все источники официального опубликования Кодекса.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает", говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине РФ.