Группа депутатов Государственной Думы внесла на рассмотрение в парламент очередную идею взимания транспортного налога. Законодательные инициативы предусматривают внесение поправок в статьи 357-362 части второй Налогового кодекса РФ. Согласно поправкам, объектом обложения транспортным налогом признаются операции по реализации физическим лицам автомобильного бензина и дизельного топлива на территории субъекта РФ. А налоговая база определяется как стоимость реализованных автомобильного бензина и дизельного топлива, исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.
Другими словами, налог предлагается взимать не с владельцев транспортных средств в зависимости от мощности их автомобилей, а на бензоколонках при продаже бензина, включив налог в чек. Авторы поправок считают, что по мере увеличения стоимости топлива будет пропорционально изменяться и сумма транспортного налога, что не потребует постоянной индексации ставок. Кроме того, можно будет сократить налоговый аппарат и упростить делопроизводство, так как отпадет необходимость высылать ежегодно порядка 30 миллионов писем с квитанциями налогоплательщикам. Гражданам вроде как тоже плюс, не надо ездить в налоговую, отстаивать огромные очереди, чтобы разобраться с квитанциями. Да и цена меньше, особенно для тех, кто машины использует сезонно. Но возникает вопрос — как контролировать этот налог. Топливо в нашей стране всегда можно купить "левое" без чеков, а значит, и без налогов.
Тимур Унароков, ведущий консультант департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит", рассказал, что идея взимать транспортный налог в зависимости от потребляемого каждым автовладельцем бензина обсуждается давно.
"Спор вокруг того, какая система налогообложения будет более справедливой, сводится к простому вопросу: кто должен платить налог? Тот, кто больше ездит или тот, кто покупает более дорогие автомобили? Предложенные в проекте ставки установлены на приемлемом уровне, если оценивать объем потребления бензина средним городским жителем. Вот только главная слабость данного законопроекта — недостаточный контроль за исчислением и уплатой налога. Легко придумать сравнительно законные меры, чтобы уйти от налога, который предложен этим законопроектом", — отметил эксперт.
Между тем, Калининградский областной суд в минувшую пятницу отказался удовлетворить иск прокуратуры о признании недействительным областного закона о повышении транспортного налога, который спровоцировал самую массовую протестную акцию последних лет в России. Прокуратура настаивала, что региональный парламент принял закон раньше аналогичного федерального, кроме того, текст документа был опубликован с процедурными нарушениями. Тем самым суд оставил действующие ставки налога в силе, и оппозиция не исключила, что это вызовет новые акции протеста. Калининградский облсуд отказал прокуратуре в иске об отмене закона о новых ставках транспортного налога, который был принят Калининградской областной думой 30 ноября 2009 года. "Исчез сам предмет иска,- пояснила пресс-секретарь областного суда Ольга Амарцева.- Прокуратура области оспаривала закон о повышении транспортного налога, принятый областной думой 30 ноября 2009 года. Однако 29 января 2010 года депутаты приняли новый закон о транспортном налоге, а это значит, что прежний документ, который обжаловала прокуратура, утратил силу". Напомним, что прошлогодний закон сделал ставки транспортного налога в Калининградской области одними из самых высоких в России. Это вызвало самую массовую акцию протеста в России за последние годы: 31 января на улицу вышло более 10 тысяч человек, требовавших отставки губернатора Георгия Бооса и премьер-министра РФ Владимира Путина. После митинга господин Боос срочно вернулся из отпуска, а потом был вызван в Москву. Прибывший в Калининград депутат Госдумы от "Единой России" Евгений Федоров заявил: "Теперь все знают, что против Путина только две силы — вы (калининградцы) и американцы".