В надзорную инстанцию с жалобой обратился ЖСК "Работники Академии наук СССР" на решения трех инстанций, которые не признали за ЖСК право бессрочного пользования участком земли, который правительство Москвы решило выделить под строительство многоэтажного жилого дома.
Кооперативу союзным постановлением еще в 1952 году был выделен земельный участок для строительства жилых домов площадью более 46 тысяч квадратных метров на пересечении московских улиц Вавилова и Дмитрия Ульянова. ЖСК полагает, что согласно действующему законодательству этот участок принадлежит ему на праве постоянного бессрочного пользования. Однако правительство Москвы, не признавая за ЖСК РАН права бессрочного пользования, издало постановление, согласно которому часть земельного участка в две с половиной тысячи квадратных метров предполагается для точечной застройки.
ЖСК "РАН СССР" обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском к городскому правительству о признании за кооперативом права бессрочного пользования на весь участок земли. В обоснование иска ЖСК РАН представляли подлинные планы земельного участка.
Три нижестоящие инстанции в требованиях ЖСК отказали. ЖСК обратился в надзор. Коллегия ВАС передала дело в Президиум.
Судами установлено, что в правоустанавливающих документах, датированных 1952 годом, никаких ограничений прав кооператива на отводимый земельный участок по сроку нет. Многочисленными справками, приведенными в деле, также установлено, что данный участок был предназначен для спортплощадок (волейбольной, баскетбольной, теннисного корта). Жилые дома ЖСК со спортплощадками, как объектами благоустройства, были поэтапно в те годы приняты госкомиссией.
В определении коллегии судей ВАС РФ также упомянуто, что Исследовательский центр частного права при президенте РФ (ИЦЧП) даже выдал по делу свое заключение о том, что право на земельный участок, возникшее на основании решения исполкома Моссовета 1952 года, на данный момент рассматривается как право бессрочного пользования земельным участком.
Судебные инстанции признали право на земельные участки за ЖСК РАН, а также за привлеченными по делу третьими лицами — ЖСК редакции "БСЭ", ЖСК "Научный работник ВИМС". Однако суды отказали в удовлетворении иска, посчитав неосновательным кадастровый паспорт, поскольку в нем отсутствовали сведения о границе земельного участка, в силу чего, такой участок не подлежит введению в гражданский оборот.
Коллегия ВАС признала такие выводы ошибочными, признает ли Президиум?