Перед законом все равны, но некоторые равнее. В этой шутке, как водится, лишь доля шутки: в России целые сообщества людей, привлечь которых к ответственности — довольно сложная процедура. Депутаты, судьи, адвокаты и прокуроры — о преступности среди этих людей, которые в законе именуются спецсубъектами, рассказал заместитель председателя Следственного комитета при Прокуратуре России Василий Пискарев.
- Какова изначальная логика неприкосновенности? Почему этих людей сделали "равнее"?
- Особый порядок производства по уголовным делам, гарантированный отдельным категориям лиц, почему-то считается неким новшеством, свойственным только современной России. Но это абсолютно не так. Такой порядок существует более 2 тысяч лет, что обусловлено социальными, классовыми, религиозными и другими причинами. Вспомнить хотя бы ордонансы короля Людовика XI, закрепляющие иммунитет от ареста, обыска, осмотра в отношении ряда лиц. На Руси в XV веке применялись "тарханные грамоты", освобождавшие привилегированных людей, тарханов, от уголовного преследования. Сегодня институт иммунитета присутствует в правовых системах многих стран — США, Великобритании, Франции, Италии, Испании… К примеру, условием наступления уголовной ответственности судьи в США и Великобритании является его предварительное отрешение от должности законодательным органом. Условием привлечения к уголовной ответственности членов правительства в США и Испании является согласие верхней палаты парламента. Устанавливая данную гарантию, государство учитывает особый режим работы должностных лиц и повышенный профессиональный риск. Этим гарантируется независимость в политической деятельности и при отправлении правосудия. Но это ни в коем случае не личная привилегия гражданина, занимающего должность судьи, прокурора, следователя, адвоката, депутата… Этот институт — средство защиты публичных интересов, в том числе интересов правосудия, но он не гарантирует ограждение должностных лиц от ответственности в случае совершения им преступления.
- Когда возбуждается уголовное дело в отношении депутатов, сенаторов, об этом знают все. Но есть же еще судьи, адвокаты, прокуроры… Много ли таких случаев?
- Каждое умышленное преступление, совершенное судьей, прокурором, следователем, адвокатом, депутатом, считаю чрезвычайным происшествием. Особенно если оно носит коррупционный характер. Вороватый чиновник подрывает авторитет ведомства, госвласти, и таким преступлениям мы уделяем повышенное внимание. За прошлый год начато уголовное преследование в отношении 1525 таких лиц, и 758 из них обвиняются или подозреваются в совершении преступлений коррупционной направленности. Среди них — 23 судьи (9 — в связи с совершением коррупционных преступлений), 55 прокуроров (21 — по коррупционным делам), 168 адвокатов (69 — по коррупционным делам). Наибольшее количество привлеченных лиц данной категории — 1010 среди депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, а также депутатов законодательных собраний субъектов федерации. Почти каждый второй из них (510) привлечен к ответственности за совершение коррупционных преступлений. Меня часто спрашивают о том, как с коррупцией в самой системе Следственного комитета. Мы нисколько не скрываем то, что и среди следователей имеются люди, которые не поняли, зачем они пришли в СКП, которые встали на преступный путь "продажи" своих полномочий. За 2009 год привлечено 214 следователей, из них 46 следователей СКП (23 — за коррупционные преступления), 150 следователей ОВД (98 — за коррупционные преступления) и 18 следователей наркоконтроля (10 — за коррупцию).
- Расскажите о громких случаях привлечения спецсубъектов к ответственности.
- В 2009 году в суды направлены дела в отношении 1144 обвиняемых, из которых 689 осуждены. Вот лишь несколько случаев. В Омской области направлено в суд уголовное дело в отношении депутата Совета сельского поселения Лазаревой, которая со своей подельницей Зиминой предлагала знакомым получить для них кредиты в различных банках, обещая самостоятельно выполнить обязательства. Ни намерений, ни возможности расплатиться у них не было. Установлено 75 эпизодов преступной деятельности, в результате которой Лазарева и Зимина похитили более 6 миллионов рублей и осуждены к 4,5 года лишения свободы каждая.
Признан виновным и приговорен к 8 годам заключения Кочуев, который, являясь и.о. губернатора Орловской области, совершил присвоение госсобственности (загородный комплекс "Лесное") и растрату бюджетных средств на сумму 11,2 миллиона рублей. Глава муниципального образования "Токсовское городское поселение" Ленинградской области Пахомов в сговоре со своими знакомыми Зубковым и Дудиным вымогал взятку в размере 300 тысяч долларов за оформление и выдачу документов на 16 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
В Чебоксарах адвокат Филиппов, осуществляя защиту некоего Собинова, склонил другого своего подзащитного к явке с повинной о якобы совершенном им ДТП и тем самым взять на себя вину Собинова. Филиппов осужден на два года лишения свободы условно. Судья Шимановского районного суда Амурской области Зайцева (Яковлева) заочно вынесла заведомо неправосудные решения по 84 гражданским делам о взыскании с правительства РФ более миллиарда рублей в пользу 12 867 лиц, на основе подписанных ею исполнительных листов указанные денежные средства незаконно взысканы и получены неустановленными лицами. Судья, разумеется, осуждена. Повторюсь, это лишь отдельные примеры.
- Выполнение всей процедуры привлечения лиц особого правового статуса требует времени. Не используют ли его подозреваемые для уничтожения улик, вывода активов и так далее?
- Пока мы пытаемся преодолеть все препятствия, подозреваемые зачастую используют весь арсенал противодействия следствиюпискарев: Действительно, для привлечения ряда должностных лиц, таких как судьи, депутаты законодательных органов субъектов федерации и другие лица, обладающие особым правовым статусом, необходимо пройти ряд стадий, гарантированных законодательством. А это может занять весьма значительное время — иногда 2-3 года. Естественно, время в данном случае играет против нас. Пока мы пытаемся преодолеть все препятствия, соблюдая установленную законом процедуру, указанные лица зачастую используют весь арсенал противодействия следствию, в том числе и с привлечением средств массовой информации. Имеющееся у такого подозреваемого время может позволить ему скрыться от следствия. Так было при привлечении районного прокурора Москвы Нерсесяна, который в период рассмотрения судом представления о наличии в его действиях признаков преступления, выехал за пределы страны. Помимо этого длительность процедуры привлечения к уголовной ответственности в отдельных случаях приводит к истечению срока давности привлечения лица к уголовной ответственности, что позволяет ему избежать заслуженного наказания. Следует отметить, что в декабре 2008 года в статью 448 УПК, регламентирующую порядок возбуждения уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса, был внесен ряд изменений, упростивших процедуру возбуждения уголовных дел в отношении большинства из них. Это позволило активизировать работу.
- Не секрет, что иногда во власть идут именно для того, чтобы получить иммунитет. Насколько часто это бывает?
- Насколько часты такие случаи, я сказать не смогу — это находится в области субъективного восприятия. Но я согласен, что многие нечистоплотные лица стремятся занять должности только для того, чтобы получить "тотем" от уголовного преследования. Так, при расследовании уголовного дела в отношении главы органа местного самоуправления в Тверской области получены данные о его связи с криминальными кругами региона. Более того, он привлечен к уголовной ответственности именно за то, что после назначения на должность стал совершать действия в пользу указанных лиц.
- Бывает, что следствию отказывают в возбуждении уголовного дела против спецсубъекта. В чем чаще всего причина таких отказов — корпоративная солидарность или чисто процессуальные мотивы?
- Я не сторонник подобных обобщений. За каждым уголовным делом стоит судьба человека, и полагаться только на удачу в таком серьезном вопросе легкомысленно. Считаю, что следователь как участник уголовного процесса должен неукоснительно соблюдать требования закона, следовать основному назначению уголовного судопроизводства по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. И поэтому любое законное и обоснованное решение, будь то возбуждение уголовного дела или отказ в его возбуждении, направление дела в суд либо его прекращение оцениваю как повседневный и положительный результат нашей работы. Могу добавить, что из 28 внесенных в 2009 году представлений о даче согласия на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого судьи квалификационными коллегиями судей отказано в даче такого согласия лишь в трех случаях. В самом отказе ничего плохого нет, если он основан на законе и мотивирован. Каждый из участников уголовного судопроизводства реализует предоставленные ему полномочия в области уголовного преследования, давая оценку достаточности собранных материалов для возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого, а также связано ли уголовное преследование с мнением, выраженным при отправлении правосудия или при осуществлении полномочий депутата или сенатора. Однако, несмотря на все сложности привлечения данной категории лиц к уголовной ответственности, могу заверить, что СКП принимает все предусмотренные законом меры для привлечения виновного к уголовной ответственности независимо от занимаемой им должности, социального положения и политических взглядов.
- Какие, на ваш взгляд, изменения в законодательство надо внести?
- Считаю, что в законодательство необходимо внести изменения, которые бы исключали возможность принятия незаконных и немотивированных решений. При этом следует установить ответственность должностных лиц, принимающих такие решения, а также за вмешательство в их принятие. К примеру, ранее вынесение судом заведомо незаконного заключения о наличии либо отсутствии признаков преступления в действиях спецсубъекта влекло наступление уголовной ответственности лиц, давших такое заключение. В Государственной думе рассмотрен внесенный в том числе и по нашей инициативе законопроект, в соответствии с которым в тех случаях, когда лицо имело возможность, но не сообщило органу предварительного расследования о том, что относится к категории лиц, обладающих особым правовым статусом, либо в письменном виде заявило о том, что не желает воспользоваться гарантиями, предоставленными ему главой 52 УПК РФ об особом порядке досудебного производства, уголовное преследование в отношении такого лица осуществляется в обычном порядке.