Госдума сегодня создала согласительную комиссию с Советом Федерации для доработки закона, который регулирует порядок сбора платежей за услуги связи платежными агентами.
Изменения в закон "О связи" были приняты нижней палатой парламента 17 февраля, однако сенаторы 3 марта отклонили этот документ, поскольку, по их мнению, принятие закона в нынешней редакции могло повлечь за собой нарушение прав и законных интересов плательщиков и поставщиков услуг связи.
Депутаты же объясняли принятие этого документа тем, что с 1 января 2010 года вступили в силу законы, регулирующие отношения, которые возникают, когда платежи поставщику за товары, работы или услуги принимает платежный агент. В этих законах отсутствуют нормы, которые бы регулировали отношения по приему платежей в сфере услуг связи.
Поправки дополняли закон "О связи" нормой, которая разрешает операторам связи и иным лицам проводить соответствующие расчеты с пользователями и брать плату за эти услуги при участии платежных агентов или банковских платежных агентов, которые работают в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Как отмечалось в сопроводительных документах к законопроекту, предлагаемые поправки позволяют сохранить сложившийся порядок сбора платежей за услуги связи, а также создают правовые условия для привлечения платежных агентов и банковских платежных агентов.
Однако по мнению сенаторов, нововведения, предлагаемые законом, могут привести к финансовым злоупотреблениям, в частности, к уходу от уплаты налогов и незаконному обналичиванию денежных средств.
Для устранения противоречий с верхней платой парламента Госдума создала согласительную комиссию, в которую вошли четыре депутата, и установила срок работы этой комиссии до 30 апреля.
Между тем, с апреля работа большинства сетей, принимающих платежи, может быть парализована: Федеральная налоговая служба (ФНС) отказывается ставить на учет платежные терминалы. О проблеме рассказал председатель комитета по платежным системам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. По его словам, ФНС не ставит на учет фискальные модули терминалов (блок фискальной памяти и чековая лента), требуя от владельцев аппаратов информацию, передавать которую третьим лицам их не обязывает ни один нормативный акт. В частности, налоговики требуют договоры аренды помещений, в которых терминалы установлены, а также электронные ключи, дающие полную информацию о совершенных через терминал транзакциях (номера телефонов, в ряде случаев персональные данные плательщиков и т. п.). По сведениям Кима, налоговики ссылаются на внутриведомственную инструкцию, но их действия противоречат закону о деятельности по приему платежей физлиц (предписывает до 1 апреля 2010 года оснастить терминалы фискальными средствами) и распоряжениям Минфина. Передача налоговикам "электронных ключей" от терминалов может привести к проблемам, уверен гендиректор "Объединенной системы моментальных платежей" (ОСМП) Владимир Лопатин. Во-первых, владельцам терминалов придется дополнительно потратиться; во-вторых, это чревато вмешательством в систему хакеров, несанкционированными денежными переводами и утечками информации. Если вопрос с ФНС не удастся урегулировать, с 1 апреля агентам ОСМП и других платежных систем придется прекратить прием платежей, считает Лопатин.