Сегодня "Российская газета" публикует закон, который гарантирует хорошую компанию арестантам, попавшим за решетку впервые. Рецидивисты и криминальные авторитеты не будут тревожить их покой и сон.
Давно известно, что не так страшна тюрьма, как ее нравы. В советские годы рассказывали шепотом, а в девяностые писали во всех газетах о том, как уголовники заставляют жить по своим понятиям случайных в казенном доме людей. Ведь попасть за решетку может даже законопослушный человек, если очень не повезет. Например, за аварию со смертельным исходом. Виноват? Садись. Да и вообще в жизни может случиться всякое. Но если нормальный человек уж попал в тюрьму, важно, чтобы его там не искалечили ни морально, ни физически.
До сих пор твердые гарантии от плохой (точнее — неподобающей) компании были у бывших сотрудников правоохранительных органов, судей, прокуроров. Для них созданы отдельные зоны, а в следственных изоляторах их содержат в отдельных камерах. Остальные осужденные таких гарантий не имели.
Правда, де-юре положения о раздельном содержании различных категорий арестантов существовали и раньше. Но на практике никто не отделял, скажем, водителя-нарушителя от разбойника-рецидивиста. Мол, раз уж оказались рядом, пусть сидят.
Когда в Федеральной службе исполнения наказаний сменилось руководство и новый глава ведомства жестко потребовал разделять осужденных, выяснилось, это выполнимо. И места нашлись, и камер хватило практически во всех регионах. В Москве, например, планируют выделить даже отдельный изолятор для тех, кто впервые попал за решетку. А в Твери начальник областного управления ФСИН сказал, что отделять матерых уголовников от так называемых первоходов стал еще лет пять назад, потому что раньше служил начальником колонии и видел, как важно, чтобы обычные арестанты, например, совершившие преступление по неосторожности, не пересекались с теми, для кого тюрьма — дом родной.
Закон, который публикуется сегодня, более жестко закрепляет требование держать разных по духу людей отдельно. Также он вводит интересную новацию: время отпуска арестанта, если его отпускают за пределы колонии, все равно будет засчитываться в срок.
Справедливости ради надо сказать, что в отпуск на волю арестантов отпускают достаточно редко. Но в законе такая норма есть, и время от времени она применяется. Особенно в колониях-поселениях.
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" 29 марта, сообщила пресс-служба главы государства. Федеральный закон был принят Государственной Думой 12 марта 2010 года и одобрен Советом Федерации 17 марта 2010 года. По информации Государственно-правового управления Президента, Федеральный закон направлен на совершенствование условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы, содержащимися в колониях-поселениях, а также на приведение отдельных положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".